«Души предков живут в нашей памяти,
души потомков живут в наших мечтах».
Вдова статского советника Екатерина Степановна Способина посвятила свою жизнь обучению и воспитанию детей и внуков, прожила долгую жизнь и до конца своей жизни была попечительницей Горбатской школы. В дружной семье Способиных родились и жили сыновья Иван и Владимир, дочери Наталья, Александра и Екатерина. О дочерях известно мало. Они обычно выходили замуж, изменяли свою фамилию, и поэтому ознакомиться с их дальнейшей жизнью довольно сложно. Известно, что российский виолончелист, композитор и музыкальный педагог чешского происхождения Рудольф Иванович Эрлих написал романс «Твоей любуясь красотой», посвященный Екатерине Григорьевне Способиной. Про сына Ивана я уже писал в этом цикле. Наиболее известен из детей семьи Способиных сын Владимир. Он родился 28 мая 1875 года. Владимир был открытым, общительным человеком, увлекался музыкой, играл на виолончели. Он интересовался литературой, собирал книги для своей библиотеки. В доме Способиных часто проходили музыкальные вечера. Владимир Григорьевич Способин занимался, как его отец и мать, благотворительностью. С 1896 года он является членом «Общества за становление православного христианства на Кавказе». В 1904 году Владимир Григорьевич Способин становится директором правления мужского благотворительного тюремного комитета в Москве. В 1914 году он является членом комитета «Христианская помощь» Российского общества Красного креста. Владимир Способин не забывает про родной край его предков, часто бывает в нём. Владимир Григорьевич Способин был восприемником (крёстным отцом) Бориса Александровича Трантина из деревни Андреевка, крещение которого было 9 октября 1894 года в Успенской церкви погоста Мусько. А потомственная почётная гражданка Екатерина Григорьевна Способина (родная сестра Владимира Григорьевича Способина) была восприемницей (крёстной матерью) у Пантелеймона Петровича Трантина из деревни Андреевка, крещение которого было 19 июля 1898 года тоже в Муськовской церкви. Деревня Андреевка – та самая, которая расположена рядом с Горбаткой, существующая и поныне.
В 1905 году Владимир Способин был членом-сотрудником Общества сельского хозяйства в селе Ильинском Судогодского уезда (теперь Селивановского района), попечителем церковно-приходской школы села Старые Котлицы Муромского уезда.
В 1906 году Владимир служит в Канцелярии московского губернатора. В 1908 году коллежский регистратор Владимир Григорьевич Способин работает Земским начальником Клинского уезда Московской губернии. В 1914 году потомственный почётный гражданин Владимир Григорьевич Способин работает секретарём Московского губернского присутствия по воинской повинности.
5 декабря 1911 года он стал членом комиссии Старая Москва по изучению истории Москвы при Московском археологическом обществе, учредителем которого был спелеолог, археолог, историк, исследователь подземной Москвы Игнатий Яковлевич Стеллецкий. Председателем Комиссии по изучению Старой Москвы была тогда известная графиня Прасковья Сергеевна Уварова. Вот что написано в документальной истории библиотеки Ивана Грозного Игнатия Яковлевича Стеллецкого «Мёртвые книги в московском тайнике»: «На третьем году существования Комиссии Старая Москва между её членами возникли разногласия. Большинство историков считали, что изучать надо Москву наземную, подземная, может и подождать. Стеллецкий решает создать новое общество. Его поддержал чиновник губернского правления Владимир Григорьевич Способин. Собрав коллектив единомышленников, они объявили о рождении Общества по исследованию памятников древности. При обществе стала существовать Комиссия по изучению подземной старины. Её-то и возглавил Игнатий Яковлевич Стеллецкий. В «Положении о Комиссии…» говорилось: «Комиссия ставит своей задачей выявление и изучение памятников подземной старины, то есть предметов первобытной и бытовой археологии, скрытых в недрах земли временем или волей человека. Но особенно Комиссию интересуют всякого рода древние подземные сооружения, бытовые и военные, сохранившиеся в недрах территории России.
В этом отношении во главу изучения этой Комиссией ставятся связанные с подземными замковые и крепостные сооружения, валы, городища, курганы, всякого рода пещеры, погреба, ямины, оседания и провалы почвы, клады и сопутствующие им явления, кладоискательство». «Родилась мысль – создать новое, собственное, ученое общество, специально устремленное на изучение катакомб Москвы и Кремля. По этому делу я вошел в контакт с работником Губернского правления В. Г. Способиным. Общество создалось как бы само по себе, удивительно легко и гладко, как говорится – без сучка и задоринки. Названо оно было нами Московским обществом по исследованию памятников древности (между нами было условлено – древностей «подземных»).
Не питая вкуса к административным позициям, я уступил соратнику представительство. Для изучения собственно катакомбной Москвы (читай, библиотеки Грозного) при названном Обществе была создана специальная спелеологическая Комиссия по исследованию подземных сооружений, под моим председательством». «В Москве, – писала газета «Русское знамя» от 26.02.1912 года №46 – организовалось Общество по исследованию памятников древности, основанное бывшими и настоящими слушателями Московского археологического института (на деле, я был единственным «бывшим слушателем», а «настоящим» – только В. Г. Способин. – Игнатий Яковлевич Стеллецкий). Задачей Общества является исследование памятников старины, а также подземных сооружений, для чего образована особая комиссия. Исследование этих сооружений давно является необходимым для выяснения некоторых вопросов нашей старины, в частности, такого кардинального вопроса, как вопрос о месте хранения библиотеки Ивана Грозного»…. «11-го февраля 1912 года – писала в заключение газета, – были произведены выборы правления, в состав которого вошли: председатель В. Г. Способин, товарищ его И. Я. Стеллецкий, секретарь священник П. Д. Синьковский, казначей А. А. Голубов, члены правления Н. А. Александров и С. И. Смирнов». Владимир Григорьевич Способин, Игнатий Яковлевич Стеллецкий многие другие исследователи посвятили поискам библиотеки Ивана Грозного много сил и времени. Но их поиски оказались безуспешными.
Во время Первой мировой войны Владимир Григорьевич Способин отправляется на фронт. Газета «Русское слово» 16-го июня (29-го июня) 1916 года №138 сообщала в заметке «Больные и раненые офицеры, прибывшие в Москву: военный чиновник Способин Владимир Григорьевич (городской госпиталь, Сущевская улица, дом 21)».
В семье Владимира Григорьевича Способина и его законной жены Веры Николаевны было трое детей – два сына Игорь и Юрий и дочь Ирина. О Юрии и Ирине (артистка оперетты и эстрады) известно мало. Игорь Владимирович Способин – выдающийся музыкальный ученый, педагог и музыкант. Он родился в 1900 году (по другим данным, в 1902 году) в Москве. Его мама Вера Николаевна, сноха Григория Ивановича Способина, была музыкально одарённой натурой, хорошо играла на фортепьяно. Сдержанная, волевая, временами даже суровая и требовательная, она стала отличной воспитательницей своих детей, оказывая на их духовное развитие большое влияние. Атмосферу широких художественных интересов в семье создавала в большой степени она. В ней ярко проявлялась музыкальная одарённость. Вера Николаевна много времени посвящала игре на фортепьяно, любила исполнять Чайковского, Шопена, Скрябина. Она хорошо знала художественную литературу, владела иностранными языками и отличалась блестящей памятью. Под влиянием археологических занятий своего мужа Вера Николаевна тоже училась в Археологическом институте. В семье Способиных, у их родных и друзей часто устраивались музыкально-литературные вечера. В доме бывали известные музыканты – вышеуказанный Рудольф Иванович Эрлих, Сергей Александрович Кусевицкий и актриса театра Мария Николаевна Бычкова-Красовская -Калитинская. Музыкальные номера чередовались с литературными, в доме любили чтение стихов. Иногда кто-то из присутствующих замечал притаившуюся в коридоре детскую фигурку маленького Игоря Способина. Привлечённый звуками, он заворожено слушал музыку. Музыкальные способности Игоря Владимировича Способина обнаружились очень рано. Он стремился по слуху подбирать на фортепьяно музыку, которую слышал. Заметив музыкальные способности сына, Вера Николаевна стала руководить его первыми шагами в этой области. В 1908 году Вера Николаевна поручает занятия с Игорем Елене Васильевне Кац. Уже в гимназические годы он сделал первые шаги на педагогическом поприще, в 1916 – 1917 годах давал уроки игры на фортепиано.
С 1909 по 1918 год Игорь обучался в Седьмой мужской гимназии. В 1915 – 1917 годах он занимался также в школе имени Гнесиных в классе фортепиано Елены Фабиановны Гнесиной. Начиная с 1918 года, он служил для заработка в разных советских учреждениях, вёл концертмейстерские занятия с хорами (профессиональными и самодеятельными), самостоятельно занимался композицией (в 1919 – 1920 годах им написан ряд романсов на стихи А. Толстого, А. Пушкина, А. Майкова, Н. Морозова). С 1920 по 1921 год Игорь Владимирович обучался на композиторском отделении Кубанской государственной консерватории (Краснодар), где проходил курсы гармонии (в классе К. Н. Шведова), «аккомпанемента» (завершающего гармонию и готовящего к свободному сочинению) и полифонии (в классе С. С. Богатырёва). С осени 1921 года он служил в Красной Армии в Саратове, где занимался клубной работой. Параллельно в начале 1922 года он в течение трёх месяцев обучался композиции в Саратовской консерватории у Л. М. Рудольфа. Осенью 1922 года Игорь Владимирович поступил в Московскую консерваторию (работая также хоровым дирижером, концертмейстером). Как композитор, он обучался в классе Р. М. Глиэра (гармония, контрапункт, свободное сочинение). Фугу изучал у С. Н. Василенко, музыкальную форму – у Г. Л. Катуара и Г. Э. Конюса, инструментовку – у С. Н.Василенко и П. Д. Крылова, историю музыки – у М. В. Иванова- Борецкого; по фортепиано занимался у Н. Н. Кувшинникова. Дипломную работу, посвященную метротектоническому анализу фортепианных сонат Бетховена, он написал в классе теории музыки Г. Э. Конюса. Способин Игорь Владимирович преподавал в Московской консерватории с 1924 года, он профессор с 1939 года, в 1943 – 1948 годах он заведующий кафедрой теории музыки Музыкального училища при консерватории (1924 – 1945 годы), Горьковской консерватории (с 1947 года). Он автор музыкальных произведений, в том числе романсов, оркестровых и фортепианных пьес, музыки к фильмам. Среди учеников Игоря Владимировича Способина – И. А. Барсова, В. П. Фраёнов, Е. М. Фраёнова, Ю. Н. Холопов, Ю. С. Саульский, А. П. Агажанов, В. О. Берков, Т. Ф. Мюллер, А. Н. Пахмутова и многие другие.
Когда я узнал что Игорь Владимирович – внук Григория Ивановича Способина, сразу не поверил. Да так ли это? Да нет, всё верно. Кандидат искусствоведения, профессор Игорь Владимирович Способин – выдающийся представитель музыкально-теоретической науки и педагогики. По отзывам, под внешней суровостью Игоря Владимировича Способина скрывалось доброе, отзывчивое сердце. Безупречность, чистота, строгое изящество его вкуса были поистине удивительны!
Игорь Владимирович Способин – продолжатель педагогических традиций нашего выдающегося земляка, музыкального и общественного деятеля, педагога, пианиста, первого российского ученого-музыковеда Сергея Ивановича Танеева. Стиль его преподавания был необычайно ярким и самобытным. Это были своего рода увлекательные спектакли и, вместе с тем, ценнейшие наставления. Необычайное величие, которое он внушал, производило неизгладимое впечатление. Казалось, что он сошёл с такого невероятного Олимпа, до которого трудно дотянуться. Талантливый педагог, наделённый редким даром распознать возможности, истинное призвание ученика, он умел передавать максимум своих знаний каждому в меру его способностей и трудолюбия. Число его учеников и последователей огромно: одни занимались у него в специальном классе, другие – проходили курсы гармонии, полифонии, анализа форм музыкальных произведений, или элементарной теории, сольфеджио. Он был исключительно добрым и отзывчивым человеком – таковы главнейшие качества его натуры, его характера. Вот так о нём писали его ученики, друзья, коллеги.
Благодаря деятельности Игоря Владимировича Способина и других замечательных людей, его дедушка, Григорий Иванович Способин, стал ещё и прототипом главного героя художественного фильма «Цена жизни», снятого в 1940 году. Главный герой этого фильма – доктор Ястребов, как и Григорий Иванович Способин (напомню, его первоначальная фамилия – Ястребов), рискуя своей жизнью, спасает тяжелобольного человека от смерти. 1930-е годы, это время, когда люди с энтузиазмом стремились побеждать в экстремальных ситуациях, совершать героические поступки. К примеру, как в этом фильме, в жаркой пустыне, в полёте на самолёте, в прыжке с парашютом. Действие этого фильма разворачивается в жаркой пустынной Туркмении 1930-х годов. На далёкой метеорологической станции умирает тяжело заболевший ребёнок. Ради его спасения врач Ястребов соглашается лететь на самолёте, и, приземлившись на нём, спасти от смерти тяжелобольного ребёнка. Но, в районе посадки самолёта началась сильная песчаная буря, которая не позволила самолёту приземлиться, так как посадочная полоса аэродрома была занесена песком. Врач Ястребов и слышать ничего не хочет о возвращении назад, без оказания помощи умирающему ребёнку. Ради спасения жизни ребёнка, он принимает решение впервые в жизни совершить прыжок с парашютом. После удачного приземления и оказания медицинской помощи доктором Ястребовым, жизнь больного ребёнка была спасена.
Главную роль доктора Ястребова в этом фильме сыграл первый заслуженный артист РСФСР Иван Романович Пельтцер, отец народной артистки СССР Татьяны Пельтцер. Музыку к этому фильму, как можно догадаться, написал внук Григория Способина – композитор Игорь Владимирович Способин. Литературный текст к этому фильму был написан замечательными поэтами Михаилом Васильевичем Исаковским и Агнией Львовной Барто.
А 14 января 1989 года, ради спасения отважных полярников, совершил уникальный прыжок с парашютом на расколотую льдину Александр Романов. Представляете, какой риск! За бортом самолета полярная ночь, страшный мороз, внизу Северный Ледовитый океан и расколотая дрейфующая льдина с полярниками. Но другого выхода тогда не было. Жутко было смотреть в черноту открытого люка самолёта. Зажегся зеленый плафон, дающий разрешение на прыжок. Парашютист Александр Романов мгновенно «исчез» в полярной ночи. Он впервые в мире совершил уникальный прыжок в полярной ночи на дрейфующую льдину в полутора тысячах километров от материка. А аэронавигационные задачи по выводу самолёта в точку десантирования, тогда филигранно выполнил наш земляк, выпускник Горбатской средней школы, заслуженный штурман СССР Валерий Алексеевич Щёткин. Это он в составе отличного экипажа впервые поднял в небо тяжёлые реактивные самолеты Ил-76, Ил-86 и Ил-96, причём с Центрального аэродрома, находившегося почти в центре Москвы. Я летал на этих типах самолётов. Эти самолёты одни из самых надёжных в мире. На самолёте Ил-96 летает президент России. 11 февраля 1981 года Валерий Алексеевич Щёткин в составе экипажа с командиром корабля заслуженным летчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза Александром Михайловичем Тюрюминым осуществил первое в нашей стране десантирование груза из самолёта Ил-76 с предельно малой высоты всего 3 метра. А в Горбатской средней школе химию нам преподавала его родная сестра – Косарева Алевтина Алексеевна. Вот такая она, история наша!
Замечу также, что родной дядя заслуженного артиста Ивана Пельтцера до революции 1917 года владел писчебумажной фабрикой, расположенной рядом с уникальной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы, рядом с городом Подольск. После революции 17 года эта фабрика была национализирована.
Игорь Владимирович Способин, к тому же, ещё в 1930-е годы самостоятельно сконструировал радиоприёмник, а вместе с другими педагогами консерватории создал учебник гармонии, являющийся одним из лучших и теперь. Его учебники «Элементарная теория музыки» и «Музыкальная форма», сборники «Сольфеджио» представляют собой такие же ценные работы. Эти книги переизданы на разных языках (даже на китайском). Следуя традициям великих русских музыкантов – Чайковского и Римского-Корсакова, он был убежден, что каждый теоретик должен владеть композиторской техникой. Игорь Владимирович Способин умер 31 августа 1954 года.
Один из крупнейших композиторов XX века, пианист и педагог Дмитрий Дмитриевич Шостакович в статье «Большой музыкант» написал: «Игорь Владимирович Способин был, несомненно, выдающимся деятелем советской музыкальной культуры. Во всей его разносторонней педагогической и научной работе чувствовался большой музыкант. Он был одарённым композитором. Но, вследствие исключительной скромности и обострённой самокритичности, Игорь Владимирович не считал возможным издавать или передавать для исполнения большинство своих сочинений. Свою главную миссию Игорь Владимирович Способин видел в воспитании молодых музыкантов, сообщении им прочных теоретических знаний, подготовке специалистов-теоретиков. Среди огромного числа учеников, прошедших строгую и прекрасную школу Игоря Владимировича, многие стали ныне всем известными композиторами и музыковедами. Он был всецело предан педагогической работе, любил своих учеников, искренне радовался их успехам, учил их быть скромными, настойчивыми в овладении высотами музыкального искусства. Естественно, Игорь Владимирович был одним из любимейших педагогов Московской консерватории, которой он отдал десятилетия своей жизни, в консерваторском училище и в других учебных заведениях о нём сохранилась добрая слава. За лаконичными и очень точными и ясными формулировками теоретических положений у Игоря Владимировича всегда ощущалось биение живого пульса музыкального искусства. Вся его педагогическая работа была пронизана безупречным художественным вкусом. Эти же черты большого музыканта-художника Игорь Владимирович вносил и в свои книги. Он был последовательным приверженцем идеалов классического музыкального искусства».
Из потомков Дмитрия Ивановича Способина – брата Григория Ивановича Способина, наиболее известны сыновья Николай, Александр и Григорий. Все они тоже, как и их отец, выпускники Владимирских духовных учебных заведений.
Николай Дмитриевич Способин, впоследствии, был титулярным советником, служил исполнявшим должность податного инспектора уездного казначейства в городе Юрьев Владимирской губернии. Он был библиофилом. Это он написал сведения во Владимирскую архивную комиссию о своём дяде Иване Ивановиче Способине.
Александр Дмитриевич Способин родился в 1853 году в селе Аргуново. В 1872 году он закончил обучение во Владимирской духовной семинарии. Александр Дмитриевич Способин учился вместе с Павлом Григорьевичем Лебедевым, тем самым, который потом стал священником церкви сначала в селе Шульгино, потом в Муськовском погосте, а затем, в Тучково – родном селе Ястребовых-Способиных. Это он сумел объединить усилия людей нескольких населённых пунктов, «всем миром» построить на погосте Муська новую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Павел Лебедев был тогда и благочинным третьего округа Судогодского уезда. Проживал он на погосте Муська. Я ещё планирую написать о замечательной службе Павла Григорьевича Лебедева в последующем выпуске.
После окончания обучения во Владимирской духовной семинарии Александр Дмитриевич Способин окончил Московский университет. Он был поверенным (адвокатом) Горбатской писчебумажной фабрики Григория Ивановича Способина, помогал решать многочисленные юридические вопросы, связанные с деятельностью этой фабрики. Он жил в Москве, работал там присяжным поверенным, участвовал во многих громких судебных процессах, с успехом защищал своих подсудимых.
В 1881 году вышла книга Александра Дмитриевича Способина «О разводе в России». В ней он описывает положение развода в истории права. Александр Дмитриевич в этой книге написал об исследовании развода в России от древних времён до 19 века. Это исследование не потеряло своей ценности и теперь. С 22 марта 1885 года титулярный советник Александр Дмитриевич Способин работает старшим помощником столоначальника департамента министерства юстиции. В 1880 – 1890 годах Александр Дмитриевич Способин становится владельцем имения действительного статского советника Фёдора Николаевича Глинки в сельце Кузнецово в Бежецком уезде Тверской губернии. Фёдор Николаевич Глинка – русский поэт и публицист, гвардии полковник; участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии 1813 – 1814 годов, позднее – адъютант по особым поручениям при петербургском военном генерал-губернаторе графе М. А. Милорадовиче. Фёдор Глинка – автор «Писем русского офицера…» и большого количества стихотворений. Наиболее известны его стихотворения «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»), «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), «Москва» («Город чудный, город древний…». В том имении остался архив и замечательная библиотека. Важные бумаги Фёдора Глинки Александр Способин передал в Тверскую Учёную Архивную Комиссию и в Общество любителей древней письменности.
В начале 1900-х годов Александр Дмитриевич Способин переезжает в город Муром и работает там в Комитете по устройству музея изящных искусств. Он был одним из основателей Муромского музея. Тогда же он избирается гласным (депутатом) в Муромское уездное земское собрание. Сын Александра Дмитриевича Способина – Борис после окончания Муромского реального училища закончил 1 января 1916 года ещё Александровское военное училище в Москве. 14 июля 1916 году прапорщик Способин Борис Александрович прибывает в 218-й пехотный Горбатовский полк и участвует в нём в Первой мировой войне. В бою он был ранен, проходил лечение в Двинском военном госпитале. Борис Александрович Способин был участником Муромского восстания в 1918 году. После его подавления он был расстрелян.
В 1918 году его отец – Александр Дмитриевич Способин перезжает к своему брату Григорию Дмитриевичу Способину в Семипалатинск, где работает адвокатом в Семипалатинском окружном суде. Его родной брат Григорий Дмитриевич Способин в 1875 году закончил обучение во Владимирской духовной семинарии и в Императорском университете. После этого Григорий Дмитриевич Способин переезжает в голод Семипалатинск. От там был чином судебного ведомства, мировым судьёй, членом Семипалатинского окружного суда, уездным судьёй в городе Павлодар Семипалатинской области.
Вероятно, из-за революции, гражданской войны, разрухи, голода, репрессий часть потомков Ястребовых-Способиных тогда переехала жить заграницу. Вообще, этот род дал нашей стране и всему миру много замечательных людей. Среди них священники, ученые, музыканты, педагоги, юристы, разработчики самолётов и ракет, предприниматели, просто хорошие люди. Обо всех их здесь невозможно написать. Талантливые потомки продолжают славные традиции этого рода из родного края. Как же щедра земля родная на способных людей!
P. S. В заключении, всем на память – незабываемая музыка.
По определению Игоря Владимировича Способина, мелодия это одноголосое выражение мысли. Вот как сумела выразить свою мысль с помощью музыки его талантливая ученица, композитор Александра Николаевна Пахмутова. Слова Николая Добронравова. Поёт Александр Градский. «Нам не жить друг без друга». 1984 год.
При написании этого выпуска использованы сведения из:
– музыкального издания «Твоей любуясь красотой». Р.И.Эрлих. Романс для голоса с фортепьяно.
Посвящается Екатерине Григорьевне Способиной. Москва. 1897 год;
– метрической книги Успенской церкви погоста Муська. 1894 год;
– «Памятной книжки Московской губернии». 1904 и 1908 годы;
– газеты «Русское знамя». 26 февраля 1912 года;
– книги «Мертвые книги в московском тайнике. Стеллецкий И.Я. Москва. 1993 год;
– газеты «Русское слово» 16 июня 1916 года;
– метрической книги Казанской церкви в Сущёве. Москва. 1902 год;
– книги «И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый». Москва.1967 год;
– федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский национальный музей музыки»;
– книги «Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866 – 2006». Биографический. энциклопедический словарь. Москва. 2007 год;
– фонда 54, опись 164, дело 71 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ);
– книги «Список лиц, служащих во Владимирской губернии». 1899 год;
– книги «О разводе в России». А. Д. Способин. Москва. 1881 год;
– книги «Незабытая война – незабытые судьбы». А. Коллеров. А. Самойлов. Владимир. 2014 год;
– фонда 14, опись 3, дело 18702 Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга;
– книги «Красная книга ВЧК». Под редакцией П. Макинциана. Москва. Государственное издательство.1920 год.
НИКОЛАЙ УХЛОВ
Продолжение в пятнадцатом выпуске.