«Избери один труд, влюбись в него душою и телом,
и жизнь твоя потечёт полнее и прекраснее…».
Николай Васильевич Гоголь.

Изображение золотой наградной медали XV Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. 1882 год.
Как же в те времена производилась бумажная продукция? Чтобы понять это, кратко рассмотрим химико-механический технологический процесс производства бумаги на фабрике. Бумага в те времена представляла собой материал, изготовленный исключительно из растительных и минеральных волокон, дополненных различными добавками и наполнителями. Синтетической бумаги тогда просто не было. Технологический процесс изготовления бумаги в то время, упрощённо, состоял в следующем: измельченный волокнистый материал, предварительно очищенный механически и химически, размешивался с водой и помещался ровным слоем на сетку, затем вода удалялась, а остающаяся волоконная масса образовывала бумагу. Лучшая бумага получалась из тряпок хлопчатобумажных и льняных тканей. Так как тряпок не хватало, то использовали их заменители. Например: дерево, изношенные лапти, солому злаков и бобовых, сено, кору акации, липы и ольхи, древесные листья, папоротник, хлопок, шерсть, шёлк, асбест, торф, мох, камыш, ботву картофеля, макулатуру и многое другое. Перерабатывали тряпье резанием, выколачиванием, вывариванием, бучением и измельчением. Перед разрезанием тряпье дезинфицировали, сортировали по материалу, цвету и толщине (10 – 30 сортов), причем швы распарывали, пуговицы, крючки и петли удаляли, делали это ручным способом. Разрезание тряпок производили либо ручным, либо машинным способом. В первом случае употребляли столы с воткнутыми посредине ножами. Во втором случае употребляли тряпкорубки (на нижерасположенном изображении рисунок 1), в которых тряпье разрезали ножами, расположенными по окружности колеса. После того тряпье поступало на выколачивающую «волк» – машину, или пылеотбиватель (рисунок 2), в которой оно разбивалось зубчатым цилиндром, причем пыль и сор удалялись. Затем тряпье обрабатывали в ролах (голландерах) (рисунок 3). После этого тряпье варилось для окончательного удаления грязи, для обесцвечивания разных красок и для размягчения. Тонкое белое тряпье зачастую промывалось только в полумассовом роле. Для получения полумассы применялось измельчение и бучение. Последнее уничтожало те вещества (смолы, камедь, сахар, масло, дубильную и другие кислоты), которые склеивают между собою волокна. Измельчение производилось в массовом роле (рисунок 4).

Рисунки оборудования для технологического процесса изготовления бумаги тех лет.
Бучение производилось чаще всего в тряпковарном котле (рисунок 5). Этот котел был разделен на две половины двумя дырчатыми стенками, отстающими одна от другой на 10 сантиметров. С промежутком между ними соединялась труба – ось, вокруг которой котел вертелся. В один конец этой трубы–оси вводился пар, а через другой конец выводилась грязная вода. Заполнялся котел тряпьем через два плотно закрываемых лаза, причем каждая половина котла могла быть заполнена разным сортом тряпья. В этот котел загружалась едкая известь, сода, поташ и подавался пар под давлением нескольких атмосфер. При грубом тряпье бучение приходилось повторить, обрабатывать хлорной известью. Рол (рисунки 3 и 4) изготовлялся из чугуна овальной формы. Вдоль длинных его сторон находились рычаги, на которых укреплены подшипники, поддерживающие железную вращающуюся ось, а на ней был насажен дубовый вал, скрепленный железными обручами. По окружности вала были закреплены ножи (от 48 до 72 штук). Вал мог быть установлен выше или ниже при помощи вышеозначенных рычагов с установочными винтами. Вдоль середины рола проходила продольная стенка такой длины, что по концам оставалось свободное круговое перемещение. Деревянное дно имело такую форму, что масса, поступая к валу, постепенно поднималась, затем проходила по концентрическому подъему с валом, а потом снова опускалась. Непосредственно под валом была укреплена так называемая планка, составленная из вертикальных ножей в количестве 12—20 штук. Вал был накрыт деревянным кожухом. В начале работы вал держали высоко, при этом тряпье только промывалось. Позже вал опускали почти до прикосновения с нижними ножами (планкой). Когда рол употреблялся только как промывная машина (рисунок 3), то кроме ножевого вала помещали еще и промывной вал, снабженный прямыми или кривыми лопатками. Во время обработки на роле в массу добавляли хлор для беления, после чего вода отжималась на гидравлических прессах или центрифугах. Остающийся хлор затем удалялся или продолжительной промывкой, или промывкой с сернисто-кислым натром, так называемым антихлором.

Колоризированная фотография ручной сортировки тряпья в помещении Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко».
Для переработки полумассы в массу позднее стали применять исключительно массовый рол, который отличается от полумассового рола большим числом ножей на валу и большей скоростью вращения. В нём всегда имелся и промывной вал, и углубление в дне для отделения песка. Хорошо приготовленная масса, разведенная водой, была похожа на «молочную» жидкость. Для придания бумаге более однородного цвета в рол добавляли отмоченный мел, гипс, глину, каолин, синьку. Чтобы на бумаге чернила не растекались, её проклеивали, для чего применялся клей, животный или растительный, или их смесь с квасцами. Для получения растительного клея использовали гарпиус (канифоль), соду и крахмал. По способу производства различали бумагу ручную (черпальную), и машинную. Ручное производство проходило таким образом: бумажная масса наливалась в чан, где разводилась насколько нужно водой; потом к ней прибавлялись краска и клей; масса постоянно размешивалась и, кроме того, подогревалась, для чего сбоку чана было сделано полушаровидное медное углубление, в котором горело топливо. При нагревании масса не оседала на стенках чана, и кроме того, вода легче стекала с формы. Поперек чана была положена доска, на которую клали форму, после того, как ею была зачерпнута масса. Форма состояла из медной сетки и деревянных рам с особой крышкой. Так называемые водяные знаки на бумаге, видимые светлыми линиями насквозь, получали, прикрепляя на сетку контуры, сделанные из медной, более толстой проволоки. В этих местах бумажная масса была тоньше. Когда вода стекала, форму клали так, что сырой рыхлый лист бумаги ложился на сукно, к которому он приставал лучше, чем к сетчатой форме и поэтому на нём оставался. Поверх него клали другое сукно, на которое накладывался новый лист, и так далее до 150 – 200 слоев, то есть образовывался так называемый «столбок». Если нужно было получить рыхлую промокательную бумагу, то всё это сушили без давления. Если же требовалось получить плотную бумагу, то «столбок» клали под пресс, а после прессования сукно вынимали, а все бумажные листы опять прессовали, после чего вешали для просушки. После просушки бумагу снова прессовали для выравнивания листов. И, наконец, сатинировали, то есть сильно прессовали с прокладкой глянцевого картона (так называемой политуры), или же пропускали листы бумаги с двумя цинковыми листами между валами. Далее бумажные листы сортировали, считали, упаковывали.

Колоризированная фотография участка подготовки сырья для производства бумажной массы в Горбатской писчебумажной фабрике «Способин и Ко».
Машинное производство бумаги, было основано на том же принципе, что и ручное, только отдельные манипуляции производились машинами, вследствие чего весь процесс обходился гораздо дешевле и проходил гораздо быстрее. Бумагоделательные машины назывались тогда самочерпалками, были с цилиндрами или с плоскими сетками. Первые употреблялись для приготовления папки (картона), оберточной, обойной и толстой писчей бумаги. Вторые употреблялись для тонких сортов бумаги. На рисунках 6 и 7 изображена самочерпалка с плоской сеткой. Чаны делались из дерева, металла или камня и вмещали в себя содержимое нескольких ролов. Чаны были снабжены мешалками, а сверху находилась трубка, поливающая внутренние края чанов для того, чтобы бумажная масса к ним не присыхала. Выпускные краны для бумажной массы находились под самым дном. Масса перед поступлением в машину проходила регулятор, который подавал в бумагоделательную машину строго определенное количество бумажной массы в соответствии с требуемой плотностью и толщиной бумаги. Затем бумажная масса проходила в ёмкость для очистки массы от песка, который оседал между набитыми на дно планками, а также очиститель, состоящий из двух помещённых один за другим резервуаров, имеющих дно с продольными прорезами, которые тряслись с помощью кулачков. Грязь отделялась, а чистая масса поступала по резиновой пластинке на сетку. Бесконечная сетка, изображенная на рисунке 6 пунктиром, была сделана из разной проволоки. Эта сетка наверху образовывала горизонтальную плоскость и держалась в натянутом состоянии при помощи особых валиков. Поддерживающие валики (30 штук) были расположены так близко друг к другу, что сетка образовывала ровную горизонтальную плоскость. Накладки, это две бесконечные резиновые ленты, ограничивающие по краям ширину бумаги. Оставшаяся вода высасывалась из бумаги при проходе сетки над двумя ящиками, из которых откачивался воздух. Мокрый пресс, состоящий из двух латунных валов, сообщал бумаге прочность, достаточную для дальнейших операций. Вал «денди» выдавливал фабричные клейма подобно тому, как было выше написано о водяных знаках.

Колоризированная фотография обработки сырья для изготовления бумаги в чанах с абразивными бегунами в помещении Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко».
Наконец, бумага поступала в сухие прессы, между которыми находился аппарат для натяжения суконного, бесконечного холста. Здесь заканчивалась мокрая часть самочерпалки и бумага непосредственно переходила в сухую часть. Далее бумага сначала проходила три сушильных барабана, нагреваемых паром. Между ними находилось два небольших барабана, предназначенных для того, чтобы сушить сукно. Для тонких бумаг, например, почтовых, этих трех барабанов было достаточно. Для более толстых бумаг число их увеличивалось. За ними следовал первый сатинировальный пресс с валами из твердого чугуна. Затем был расположен еще сушильный барабан, далее еще сатинер, за ним увлажнитель. И, наконец, режущий аппарат, где валы с острыми краями обрезали у бумаги края, разрезали её на несколько лент и наматывали на мотовила. Для последующего разрезания бумаги вдоль и поперек применялись разные специальные машины. Кроме того, использовались специальные сатинировальные машины, в которых бумага лощилась между валами, когда лист бумаги пропускался между двумя цинковыми листами. На этой стадии технологического процесса тоже можно было выдавливать водяные знаки. Лучше всего шла сатинировка на каландрах (рисунок 8), которые давно употреблялись при аппретуре тканей. Валы каландра были поочередно бумажные и чугунные, их число и расположение различно (от 2 до 12), с паровым нагреванием и без него. Для выдавливания на бумаге бугорков, рубчиков и прочего применялись специальные гравированные валы. Цветная бумага изготавливалась с помощью добавления в чан краски, или нанесением краски на её поверхность. Картон (папка) отличался от бумаги большей толщиной (от 0,5 до 10 мм). Он изготавливался либо непосредственно черпанием толстых листов, когда картон получался неровным и рыхлым, либо соединением нескольких тонких листов, когда требовалось изготовить лучший сорт картона. Соединение этих листов производилось по-разному, либо прямым наложением и сдавливанием только что отформованных мокрых листов (картон неклеенный, натуральный), либо склеиванием листов. Последний способ применялся для высших сортов картона, идущих для живописи и для приготовления игральных карт. Машина для изготовления картона (папки) изображена на рисунке 9.

Колоризированная фотография подготовки бумажной массы в ролах в помещении Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко».
Из чана бумажная масса, прежде всего, поступала на очиститель, в котором верхний маленький резервуар с колосниковым дном трясся. Очищенная бумажная масса перемещалась в следующий резервуар, в котором её постоянно перемешивали крылья. Здесь она фильтровалась, проходя сквозь сетчатый барабан, и проходила через отверстие в следующий резервуар. Комочки, не прошедшие через сетку цилиндра, приставали к его поверхности и снимались валиком, находящимся сверху, после чего по желобу поступали в корыто, откуда удалялись. В следующем резервуаре бумажная масса тоже постоянно перемешивалась мешалками. В нём барабан был составлен из сетки, настолько частой, что волокно оседало на его поверхности, а вода протекала через этот барабан и удалялась через боковое отверстие. Осевшая на барабане бумажная масса перемещалась на бесконечное сукно, где совершала несколько кругов, в зависимости от требуемой толщины картона и затем попадала на цилиндрический пресс. Этот пресс производил давление на бумажную массу, и через несколько оборотов, в зависимости от установки, обрезал лист картона и отделял его от сукна. Упаковка бумаги в России была такой: 24 листа составляли десть, 20 дестей составляли стопу, 10-12 стоп составляли кипу. Бумаги разделялись на следующие виды: почтовые, продающиеся обрезными листами; печатные (книжные, газетные); пакетные для изготовления мешков; товарные, плотные сорта оберточной бумаги, употребляемые для упаковки разных товаров, преимущественно мануфактурных; обёрточные магазинные; обёртки чайные и бутылочные (тонкие); цветные и так называемые альбомные; копировальные; документальные; рисовальные; пергаментные; пропускные (промокательные); фильтровальные; папиросные; обойные; патронные; картузные; картоны, и многие другие. Производство бумаги на писчебумажной фабрике было сложным, трудоемким, физически тяжелым, а на некоторых этапах, вредным (пыль, высокая влажность, химикаты) процессом. При её изготовлении использовался труд женщин и подростков (с 12 лет). На фабрике были установлены правила внутреннего распорядка, утвержденные губернским фабричным инспектором. В историко-статистическом обзоре российской промышленности 1883 года сообщается, что на Горбатской писчебумажной фабрике «Способина и Ко» действуют: один паровой котел мощностью 30 л.с. (лошадиных сил), две паровые машины по 40 л.с., и один водяной двигатель 30 л.с. Фабрика использовала российских материалов (тряпья, квасцов, крахмала, извести, концентрированной серной кислоты) 155 000 пудов на сумму 267 400 рублей, иностранных материалов (хлорной извести, соды, канифоли) 14 500 пудов на сумму 34 000 рублей. Фабрика изготовила бумаги: 45 000 пудов писчей, 10 000 пудов печатной, 4 000 пудов почтовой, 10 000 пудов картузной, на общую сумму 420 000 рублей.

Колоризированная фотография изготовления бумаги на бумагоделательной машине Фурдринье.
Изучая производство на писчебумажной фабрике, я вспомнил про тряпичников, которые раньше, в мои детские годы, приезжали на лошади, запряженной в телегу, в населенные пункты родного края. В них они занимались сбором у населения тряпья и макулатуры в обмен на надувные шарики, свистки, бусы, шелковые ленты для кос, сладости, игрушки, и тому подобное. Тогда же, я с ребятами познакомился с процессом производства крахмала во время экскурсии на Новлянский крахмалопаточный (крахмалотёрочный, при его основании в 1898 году Муромскими купцами Зворыкиными) завод. Вот так я тогда «знакомился» компонентами, применяемыми для производства бумаги. Тряпье, макулатура и древесный баланс использовались на писчебумажной фабрике в качестве сырья. Из живицы делают канифоль (остаток от перегонки смолы хвойных деревьев на скипидар), которая используется для проклейки (снижения впитывающей способности) бумаги. Ну, а крахмал – один из основных связующих материалов, применяемых в бумажном производстве.
Постоянная работа над совершенствованием технологии и развитием производства, привлечение к работе талантливых специалистов, дали свои плоды. Способинская бумага стала известной в России и во всём мире. Производимую фабрикой бумагу высоко оценили специалисты и потребители. Бумага Горбатской писчебумажной фабрики отличалась прекрасными качествами: чистейшим видом, белизной, прочностью, плотностью, твердостью, эластичностью, звучностью, долговечностью, хорошей проклейкой при невысокой цене. В состав её бумаги №0 – Министерская, а также №1…3 входили: белое тряпьё №3 – 20%; белое тряпьё №4 – 15%; рядно безкостристое (грубый, толстый холст) №2 – 15%; синяя тряпка №1 – 15%; целлюлоза – 35%. Покраска производилась анилиновыми красками: чисто голубая, кристально-фиолетовая, аурамин, эозин, эритрозин, радомин (обладающий флуоресценцией), диамантовая зелень.

Колоризированная фотография участка Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко», где осуществлялась проверка качества, сортировка, подсчет и упаковка готовой продукции.

«Способин. Горбатовка. Печатная и оберточная бумага. Одна бумагоделательная машина». Фрагмент страницы из «Каталога бумажных фабрик мира». 1883 год.

Изображение XV Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, проходившей на Ходынском поле в Москве. На этом изображении отмечены: 1 – Императорский павильон; 2 – Центральное здание выставки с главным входом на выставку, в котором размещалась продукция Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко»; 3 – Павильон экспертов.
Продукция Горбатской писчебумажной фабрике «Способина и Ко» была с большим успехом представлена на XV Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей с 20 мая по 15 сентября 1882 года на Ходынском поле в Москве. Эта выставка превратилась в национальный праздник, длившийся более четырех месяцев. Её посетили более миллиона человек. Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1882 года в Москве можно назвать действительно выдающимся событием. Современники считали, что по всем своим параметрам эта выставка в Москве почти ни в чём не уступала всемирным выставкам. Иностранные репортеры тогда писали: «Обширностью своего плана и всех своих построек, грандиозностью некоторых частей, выставка вполне выражала собой государство, собравшее здесь плоды своих трудов с огромных пространств двух частей света. Выставка 1882 года составляет истинное торжество промышленной России, она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда». Вся Россия, включая самые отдаленные провинции, представила образцы местных изделий. Общее количество участников составило 5 813 человек. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6 852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. Громадная экспозиция разместилась в отдельных павильонах на площади 30 гектаров на Ходынском поле. Главной достопримечательностью выставки стало центральное здание (диаметр 298 метров, площадь 35 000 квадратных метров), доминировавшее над всем комплексом. Оно представляло собой восемь трехнефных павильонов, расположенных звездообразно, то есть в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образующими большой центральный двор и восемь малых дворов. С двух сторон к главному зданию примыкали практически одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел, а в другом — художественный и учебный отделы. Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 метра. Все средние высокие пролеты имели верхний свет. Центральный павильон XV Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года простоял на Ходынке до 1895 года. В нем устраивались различные экспозиции, крупнейшими из которых были Всероссийская ремесленная выставка 1885 года и Французская торгово-промышленная выставка 1891 года, ставшая первым иностранным смотром в России. Сборно-разборная конструкция этого здания позволила перевезти его на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижний Новгород. На XV Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года была выставлена продукция 21-й бумажной фабрики Российской империи.

Современная фотография сохранившегося бывшего Императорского павильона XV Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Архитектор Александр Степанович Каминский.

Изображение вручения наград в Концертном павильоне XV Всероссийской художественно-промышленной выставки.
Согласно решению экспертной комиссии, 135 лет тому назад на этой выставке бумажная продукция Горбатской писчебумажной фабрики «Способин и Ко» за высокое качество была удостоена золотой медали. С этих пор изображение этой золотой медали появляется на штампах официальных документов и упаковках бумаги Горбатской писчебумажной фабрики. Основатель Горбатской писчебумажной фабрики и посёлка при ней коллежский советник Григорий Иванович Способин получил на этой выставке эту высокую награду. Я писал ранее, что бумажная продукция новгородской фабрики Пасбурга, была отмечена на этой же выставке серебряной медалью. Другие бумажные фабрики Новгородской губернии, где ранее работал и учился бумажному делу Григорий Способин, вообще не участвовали в этой выставке. Для сравнения следует заметить, что более солидная и мощная финская писчебумажная фабрика «Нокия» («Nokia») – известная современная транснациональная корпорация, за свою выставленную продукцию на этой выставке получила только бронзовую медаль. Потом эта фабрика вообще прекратила выпуск бумажной продукции.
Многие люди ошибаются, считая, что будто бы продукция Горбатской писчебумажной фабрики удостоилась золотой медали на Нижегородской ярмарке. Но на Нижегородской ярмарке не награждали, там торговали. И способинская бумага пользовалась на Нижегородской ярмарке большим спросом. А в 1896 году рядом с Нижегородской ярмаркой проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. И на этой выставке продукция Горбатской писчебумажной фабрики снова получила достойную награду.
«Золото» родного края это, конечно, наши трудолюбивые предки и талантливые специалисты во главе с Григорием Ивановичем Способиным. Ведь это благодаря их тяжёлому труду, в глухомани, с использованием замечательной воды реки Колпь, долгое время изготовлялась лучшая бумага Российской империи. И, в сущности, из отбросов (помните Дмитрия Егоровича Бенардаки и Николая Васильевича Гоголя: «всякая тряпка пойдет в дело, всякая дрянь даст доход») производился недорогой товар высшего качества. Именно они принесли некогда захолустному местечку Горбатовка известность во всём мире. А эта золотая медаль, поистине, их заслуженная награда!
При написании этого выпуска использованы сведения из:
- книги «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»;
- книги «Каталог бумажных фабрик мира». 1883 год;
- книги «Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве». 1882 год. Г. Гоппе.
НИКОЛАЙ УХЛОВ
Продолжение в одиннадцатом выпуске.