ШЕСТОЙ: Выпуск 7. Откуда мы родом?

«Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил.
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…».

А.С. Пушкин


Изображение картины «Родина». Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Поработав на Новгородской земле, Григорий Способин возвращается в родной край. А какова была, вкратце, история родного края до того, как туда возвратился Григорий? Причём, истории Горбатки и Селиванова будут посвящены отдельные выпуски. А здесь более подробнее остановимся на мало известных исторических событиях в родном крае.
Перекликаясь с эпиграфом этого выпуска, задаёмся вопросом, а было ли море в родном крае? Да, конечно. В очень далёкие времена большую часть поверхности родного края покрывало море. Это подтверждают многие сохранившиеся свидетельства того далёкого времени.
Теперь многочисленные останки обитателей этого древнего моря можно встретить в разных частях родного края. Например, это заметно по обнаженному обрывистому берегу реки Колпь на нижеприведённой фотографии. Обнаженные породы этой эры – доломиты, известняки, кремний, и сейчас встречаются во многих местах родного края. Они встречаются на берегах рек и в карьерах, у деревни Матвеевка, у «Княжной», «Горелой», «Боровой» мельницах, у посёлка Костенец, во многих других местах.


«У «Горелой мельницы», в 1,5 версты к востоку от села Тучкова, правый, полузаросший берег Колпи слагают желтые и беловатые, выветрившие, сильно метаморфизованные известняки, частично с нарушенным залеганием (уклон в 30°); то мягкие, то кремнистые, с разноцветными мергелями. Нами записан следующий разрез: светло-желтый, мягкий и уплотненный, изъеденный доломитистый известняк, изобилующий фузулинами (простейшими беспозвоночными организмами), кораллами, морскими иглами». 1887 год. Русский геолог и почвовед Николай Михайлович Сибирцев. 
Это современная фотография того места.

Вот как описывал в 1887 году геологию этих мест родного края русский геолог и почвовед Николай Михайлович Сибирцев: «… Желтоватые доломиты, с отпечатками фузулин и кораллов выступают на левом берегу Колпи у деревни Матвеевка. У мельницы господина Барскова (Княжной), древний берег речки представляет собой почти отвесный обрыв до 13 метров высотою. Здесь обнажаются: темно-серая и светло-серая кремнистая порода, включающая отпечатки и ядра мелких пластинчатожаберных и брюхоногих организмов; белый и сероватый, то плотный, окремненный, то мягкий доломит, с отпечатками; белые, слоистые, мягкие или слегка уплотненные, доломитистые известняки с многочисленными отпечатками фузулин, в верхней половине толщи проходят прослойки желтоватых кремней. Насупротив села Тучкова, в откосах «Ивонинской горы» и в «Уткином овраге» обнажаются: красно-бурая, песчанистая глина, с валунами кварцевого песчаника, глинистого сланца, зеленокаменного порфирита; распавшаяся на куски и глыбы, буро-желтая и буровато-серая кремнистая порода. В 1,5 версты ниже по реке Колпь у «Боровой мельницы», еще раз обнажены, метров на 6, доломитистые известняки, частью мягкие и мучнистые, частью плотные, в сильной степени изъеденные, дырчатые, местами брекчиевидные. К деревне Ерши (Ершово) долина речки расширяется, а понижающиеся берега слагаются одними буроватыми и желтоватыми песками, с гравием, железистыми прослойками и многочисленными валунами кристаллических пород и каменноугольного кремня. В стороне от речки, на подъемах к деревне Хвощевке (Хвосцово), показываются и валунные глины, прикрытые и полузамытые верхневалунным песком. Те же буро-красноватые, песчанистые, валунные глины видны в откосах Муромской железной дороги, у станции Селиваново. Ниже, у Горбатовской писчебумажной фабрики и Колпского железнодорожного моста, обнажены желтые и буроватые валунные пески. Перед слиянием Колпи с Ушной долина её болотиста и лесиста. Плоский перевал между реками Колпь, Ушна и Марца (Марса) слагается ледниковыми наносами, налегающими на каменноугольные известняки».


Стоянка первобытного человека. Изображение старой гравюры.

А какова история заселения родного края? Временно погрузимся в атмосферу тех далёких от нас лет. Следует заметить, что люди в родном крае появились ещё в древнем каменном веке, в верхнем (позднем) палеолите, предположительно 30-25 тысяч лет тому назад. Тогда, вслед за отступающим ледниковым покровом земли, происходило активное освоение человеком родного края. Только после отступления ледника начинают постепенно складываться условия, благоприятные для обитания людей. Климат в то время был намного холоднее, чем теперь. В родном крае простирались тогда холодные степи с травянистой растительностью и перелесками из ели, сосны, березы. Животный мир был представлен вымершими ныне мамонтом, шерстистым носорогом, бизоном, дикой лошадью. Характерные для тундры северный олень и песец, лесные виды животных, такие как волк и заяц-беляк, а также некоторые степные животные, такие как, например, сайга, тоже водились в нём. Верхний палеолит характеризуется окончательным сложением человека современного вида, формированием раннепервобытной родовой общины. Основу хозяйства верхнепалеолитического человека составляли коллективная загонная охота на крупных животных и собирательство. К одной из наиболее близких к родному краю исследованных верхнепалеолитических стоянок древнего человека относится Карачаровская верхнепалеолитическая стоянка древнего человека, находящаяся теперь в черте города Муром. Она исследовалась еще при жизни Григория Способина в 1877 – 1878 годах русским археологом графом Алексеем Сергеевичем Уваровым. Граф Алексей Сергеевич Уваров – член-корреспондент (1856 год), почётный член (1857 год) Петербургской Академии наук, один из основателей Московского археологического общества, Исторического музея в Москве, инициатор археологических съездов. Коллекция находок, собранных на Карачаровской стоянке, состоит из кремневых орудий, осколков камня, отщепов, фаунистических остатков. Орудия изготовлены из валунного кремня. Среди орудий – угловые, боковые и срединные резцы, скребки, ножи, пластины. Среди фаунистических остатков – кости мамонта, шерстистого носорога, северного оленя.


Фотография каменных орудий первобытного человека.

Эпоха мезолита (средний каменный век, датируется девятым – первой половиной шестого тысячелетия до нашей эры), следующая по археологической периодизации за палеолитом. Климат в то время в родном крае значительно улучшился, хотя и оставался более холодным, чем современный. Потепление климата сказалось на эволюции растительного и животного мира: появились настоящие леса с преобладанием ели, сосны, березы, исчезли представители мамонтовой фауны, животный мир постепенно приобрел характер, типичный для лесной зоны Евразии. Сформировалась водная сеть, близкая к современной. Уровень воды в реках понизился по сравнению с палеолитической эпохой, образовались широкие речные долины с поймами, оформилась сеть озер, стариц, малых рек, удобных для рыбной ловли. Мезолитический человек достаточно быстро адаптировался к новой природной среде: коллективная охота сменилась индивидуальной, возросла роль рыболовства, которое стало важным источником получения пищи, изменилась техника обработки камня. Для мезолита характерно кремневое производство с преобладающим изготовлением орудий из мелких пластин. Был изобретен лук со стрелами. Переход к новым способам охоты на лесного зверя привел к уменьшению численности человеческих коллективов, к увеличению их подвижности. В мезолитическое время продолжала существовать раннепервобытная родовая община, начала складываться племенная организация. Мезолитические стоянки в большинстве случаев располагались на мысах, краевых участках или останцах невысоких террас речных долин и озерных котловин, на дюнообразных всхолмлениях, обычно близко от воды. Они были небольшими по площади, иногда перекрыты надпластованиями последующих эпох. Эпоха мезолита в родном крае представлена стоянкой древнего человека на дюнообразном всхолмлении в пойме левого берега реки Колпь, в двух с половиной километрах к северо-востоку от села Дуброво.
Следующая за мезолитом эпоха по археологической периодизации — неолит (новый, то есть поздний каменный век), охватывает период со второй половины шестого до начала второго тысячелетия до нашей эры. Климат в эпоху неолита в родном крае был более тёплым и влажным, чем современный. Вся территория родного края входила тогда в подзону широколиственных лесов лесной зоны. Хозяйство неолитического человека родного края было основано на охоте и рыболовстве.


Фотография наконечников и крючка древнего человека. Государственный исторический музей. Москва.

Каменные орудия теперь изготавливались преимущественно на отщепах, размеры их увеличились; высокого совершенства достигла двухсторонняя обработка орудий ретушью, а также техника шлифовки камня. Одним из важнейших изобретений стал каменный топор, необходимый в лесной зоне для рубки леса, строительства жилищ и тому подобного. В этот период появились лодки, лыжи, начали использоваться рыболовные сети. Наряду с луком и стрелами неолитические охотники применяли копья и метательные дротики, оснащенные крупными, тщательно выделанными кремневыми наконечниками весьма совершенной формы. Возросла роль рыболовства в хозяйстве, ставшего едва ли не важнейшим источником пищи. Развитие производительных сил вновь привело к увеличению численности человеческих коллективов, упрочению оседлости. К началу неолита в родном крае относится изобретение глиняной посуды (керамики). С этого времени керамика, с ее орнаментацией, становится в археологии важнейшим индикатором для определения культурных и хронологических различий первобытных племен. К неолиту относится расцвет первобытнообщинного строя. В эту эпоху формируется позднепервобытная родовая община, высокого развития достигает племенная организация. Неолитические памятники на территории родного края представлены преимущественно стоянками – остатками поселений древних охотников и рыболовов. Они располагаются близко к воде, преимущественно на первых надпойменных террасах рек и озерных котловин, на всхолмлениях в пойме. Некоторые из них имеют мощные культурные напластования, содержат отложения разных периодов и разных культур неолитической эпохи, иногда перекрыты слоями эпохи бронзы и более позднего времени. Эпоха неолита в родном крае представлена стоянкой древнего человека на дюнообразном всхолмлением на левом берегу реки Ушна, в полутора километрах к северо-западу от северной окраины села Дуброво. К этой же эпохе относится и место древней добычи кремня – Никола-Ушна. Помню, в школьные годы, я с друзьями играл с камнями кремня, высекая из них искры с помощью напильника и бросая их на гранитные камни мощёной дороги.
Эпоха бронзы в родном крае характеризуется появлением пришлых племён иного происхождения, сложными взаимодействиями их с местным населением, сохранявшим еще неолитические традиции, и друг с другом, сложением на этой основе новых этнических общностей и групп. В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения на рассматриваемой территории земледелия и животноводства, навыки которых были принесены сюда извне. Памятники эпохи бронзы, охватывающей в родном крае время от рубежа третьего — второго до самого начала первого тысячелетия до нашей эры и совпадающей с климатическим периодом, более теплым и сухим, чем современный климат, представлены на территории родного края поселениями. Эти памятники располагаются либо в тех же топографических условиях, что и неолитические, либо на более высоких террасах, а иногда и на коренных берегах рек. К памятникам эпохи бронзы на территории родного края относятся поселения Высоково и Святцы.


Фотография шумящих украшений, которые с головы до пят украшали женщину племени мурома. Государственный исторический музей. Москва.

В начале первого тысячелетия до нашей эры в родном крае начинается новая эпоха по археологической периодизации — эпоха раннего железа. Верхним (поздним) ее рубежом принято считать 5 век нашей эры. Эта эпоха характеризуется распространением выплавки железа из местных болотных руд, освоением кузнечной обработки этого металла, изготовлением из него различных орудий труда, оружия и других предметов. В плане развития хозяйства эпохи раннего железа на рассматриваемой территории характеризуется сложением специфического лесного земледелия и животноводства, а в социальном плане – дальнейшим разложением первобытнообщинных отношений. Начало эпохи раннего железа совпало с началом нового климатического периода, в целом, близкого к современному, но в начальной стадии несколько более влажного. Территория нынешнего родного края тогда, как и сейчас, целиком находилась в подзоне смешанных лесов. Памятники эпохи раннего железа на территории родного края представлены остатками укрепленных (городища) поселений. Большинство городищ использовалось не только в эпоху раннего железа, но и позднее – во второй половине первого тысячелетия нашей эры, отчего упорядоченные отложения эпохи раннего железа на многих памятниках не сохранились. Хозяйство велось в экстенсивных формах, во многом зависело от природных ресурсов (плодородие почвы, богатство лугов, лесных и речных угодий). Их истощение вело к частой смене мест поселения. В хозяйстве преобладало скотоводство. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Развивалось земледелие, вероятно, подсечное. Большое значение в хозяйстве продолжали играть охотничий и рыболовный промыслы. Жилища и хозяйственные постройки были наземными или с углубленным в землю полом, по конструкции срубные или столбовые, с одним или несколькими очагами или печами-каменками. Из железа изготавливались орудия труда и оружие: ножи, наконечники стрел и копья, серпы, косы, рыболовные крючки и тому подобное. Цветной металл, из которого делались украшения, был редок. На территории родного края находятся три городища эпохи раннего железа — Бибеевка, Карпово и Ознобишино.
Современное Муромское Поочье, а также бассейны реки Ушна было землей предков летописного племени мурома. В родном крае долго существовал языческий, легендарный обряд этого племени «Похороны Костромы». Обычай проходил в последнее воскресенье перед Петровым постом. Я не слышал о проведении такого обряда в нашем крае в наши дни. А вот практически в неизменном виде дошли до наших дней другие языческие праздники – Святки, Масленица, Русалии, день Ивана Купалы. Ну и самые известные языческие ритуалы – святочные гадания. Есть подробное описание обряда «Похороны Костромы» в разных местах Муромского уезда. По мнению разных исследователей, имя Кострома означает прутья, сорные травы, солома. Во время этого ритуала изготавливали соломенное чучело (куклу), которое потом, при исполнении обрядовых плясок и песен, разрывали на части, топтали, бросали со смехом в воду, в других местах сжигали, как на Масленицу. Кострома олицетворяла весну. И, соответственно, ритуал «Похороны Костромы» был как бы обрядом «проводов Весны». Причем, в большинстве мест Муромского уезда (Якиманской слободе, Климове, Ольховке) соломенное чучело олицетворявшее Кострому изображало женщину, а в Зимёнках – мужчину.


Обряд племени мурома «Похороны Костромы». Изображение со старинной картины, купленной в Муроме. Холст, масло. 1830-40 годы.

Наряду с городищами в то время появляются крупные селища и неизвестные ранее могильники с грунтовыми погребениями. Такая форма захоронений людей в первом тысячелетии нашей эры была свойственна всем финно-угорским народам Поволжья и Приуралья. Последнее обстоятельство позволяет предполагать появление на территории родного края и нового населения. Имеющиеся данные позволяют считать Чаадаевское городище племенным центром муромы. Возросшая численность и плотность населения, сложившаяся у муромы система расселения (ряд селищ с центральным укрепленным посёлком) могут свидетельствовать о становлении устойчивой этно-социальной племенной структуры, а также о вероятном переходе к более продуктивным формам хозяйства, в первую очередь – к пашенному земледелию. Материалы раскопок на территории родного края позволяют достаточно полно охарактеризовать культуру и хозяйство местных финно-угорских племён во второй половине первого тысячелетия нашей эры. По сравнению с предшествующим временем более высокого уровня достигла обработка металлов. В могильниках муромы найдены многочисленные предметы, связанные с литьем цветных металлов и кузнечным делом. Разнообразные украшения из бронзы, свинцово-оловянистого сплава и серебра составляли обязательную часть женского костюма. Особенно интересны зооморфные украшения в виде коньков, птичек и тому подобных. Появились специфические племенные украшения: височные кольца, носившиеся на ремешках по обе стороны головы. В мужских погребениях встречается также оружие. Известны погребения с конями и даже отдельные захоронения коней на обычных кладбищах, рядом с могилами людей. Захоронения людей совершались по обрядам трупоположения и трупосожжения, причем первый преобладал, в могилах, ориентированных, чаще всего, по линии север-юг. Встречается и другая ориентация. По материалам могильников прослеживается определенная имущественная и социальная дифференциация финно-угорского общества, не выходившая, впрочем, за рамки общинных и племенных взаимоотношений. В 9-10 веках в обиходе муромы появляются изделия, свидетельствующие о связях с соседними финно-угорскими племенами (мордвой, племенами Прикамья), кочевниками степи и, опосредованно, с Прибалтикой и Северной Европой. Финно-угорские племена включаются в международную торговлю по волжско-окскому торговому пути.


Изображение картины «Рось Великая». Художник Борис Михайлович Ольшанский.

Традиционная муромская посуда изготавливалась от руки, лишена орнамента, но отличается в своем большинстве хорошим обжигом, тщательным заглаживанием поверхности, иногда – лощением. С конца 9-10 веков в материальной культуре финно-угорских племен начинает ощущаться древнерусское влияние, что проявилось в появлении новых типов украшений, орудий труда, бытовых предметов и керамики. Большинство финно-угорских поселений и могильников на рассматриваемой территории прекращает свое существование к середине 11 века. Однако, как показывают материалы мещерских могильников, отдельные группы автохтонного населения могли существовать еще на протяжении столетий. К археологическим памятникам этого периода на территории родного края относятся: курганный могильник Гусёк, селища Гусёк, Карпово, Малышево, Новлянка, Юромка, Дубки, поселение Святцы. Селище Новлянка 8-10, 11-13, 14-17 веков находится на территории одноименного поселения, кладбища. На правом берегу реки Ушна, на правом склоне широкого распадка, урочища Муськов погост. Протянулось с запада на восток, размеры около 300×180 метров. Западная часть памятника нарушена кладбищем. Культурный слой – черный, сильно гумусированный суглинок толщиной 0,25-0,40 метра, местами – до 1,10 метра. Керамика лепная, горшковидной формы, предположительно финно-угорская 8-10 века, а также гончарная, древнерусская и позднесредневековая. 
Дальнейшая история родного края связана со славянской колонизацией и становлением Древнерусского государства. Освоение славянами территории родного края началось в конце 10 века, шло со стороны Верхнего Поволжья, из земель словен новгородских и кривичей. 
Муромское Поочье в 11-13 веках стало частью Рязанского княжества. Первоначальные древнерусские поселения возникали в уже освоенных финно-угорскими племенами местах. Самостоятельные поселки муромы продолжали существовать вплоть до начала 11 века. В наиболее освоенных и густонаселенных районах нынешней Владимирской области уже на ранних этапах славянской колонизации стали возникать первые города. Поселение Муром летопись называет в числе городов, находившихся во владении Рюрика. Возможно, речь здесь идёт о муромском посёлке, предшествовавшем русскому городу. В результате археологических раскопок установлено, что русский город возник здесь в конце 10, или в начале 11 века. Суздаль и Муром первоначально служили форпостами княжеской власти на вновь приобретенных землях, в дальнейшем стали крупными экономическими и административными центрами, столицами княжеств. В 12 веке возникают новые города. В 1108 г. был основан Владимир, задуманный Владимиром Мономахом, как новая столица его княжества. Во время правления Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского были построены княжеские резиденции близ Суздаля и Владимира – Кидекша и Боголюбово.
К эпохе Древней Руси относится около половины выявленных на территории Владимирской области памятников археологии. Это остатки сельских поселений – селища, погребальные памятники – курганы, значительная часть которых исчезла в результате распашки и раскопок прежних лет, а также городища, в числе которых укрепленные убежища сельского населения, административные центры, основанные князьями крепости, города, княжеские резиденции.
Древнерусские селища известны в основном по данным разведок, раскопки велись лишь на нескольких из них. Ранние древнерусские селища имеют крупные размеры, их площадь подчас исчисляется в гектарах. Количество возникших в конце 10-11 веков поселений значительно превышало общее число прежних финно-угорских поселков. Таким образом, археологические данные свидетельствуют о постоянном росте древнерусского населения, увеличении его плотности в наиболее плодородных районах. Археологические памятники позднего средневековья (14-17 веков) представлены на Владимирщине главным образом селищами. Слои этого времени есть на территории большинства городов, известны и отдельные городища, возникшие в рассматриваемый период. Памятники 14-15 веков имеют свою специфику. В истории Руси это было временем восстановления хозяйства и культуры после татаро-монгольского нашествия, постепенного изживания феодальной раздробленности и консолидации русских земель, складывания предпосылок к созданию Русского централизованного государства. Этот период отмечен глубокими изменениями во всех сферах жизни средневекового русского общества. Сокращение численности населения, как результат татаро-монгольского нашествия, в ранее хорошо освоенных районах Муромского Поочья привело к тому, что многие крупные сельские поселения, основанные в 10-12 веках, перестали существовать. На смену им пришли малодворные деревни, существовавшие, как правило, короткое время. В связи с изменениями в системе землепользования, стали осваиваться ранее не привлекавшие внимания местности в отдалении от речных долин и озер. Сеть поселений 15-16 веков отчасти выявляется по письменным источникам. В результате ударов, нанесенных татаро-монгольским нашествием, а также произошедшего позднее перемещении политического центра Северо-Восточной Руси в Москву, на Владимирщине приходят в упадок города, пустеют некоторые участки городской территории, сокращается ремесленная и торговая деятельность. Характерным массовым материалом археологических памятников 14-15 веков является керамика, отличающаяся от сосудов предшествующего времени большей унификацией форм, постепенным отказом от орнаментации, упрощенным строением венчика. В 16-17 веках, уже в эпоху существовании централизованного Русского государства, на Владимирщине в общих чертах сложилась ныне существующая система расселения.


Изображение картины «Отечество». Художник Константин Алексеевич  Васильев.

Археологические памятники того времени представлены в основном селищами, тяготеющими к современным селам и деревням. Отмечены случаи, когда деревни 16-17 веков занимали пустующие места посёлков 10-12 веков. Преемственность или близость к современным населенным пунктам затрудняют поиск и исследование позднесредневековых археологических памятников, но информацию о них содержат переписные книги и актовый материал того времени. В 16 веке на рассматриваемой территории начинается новый подъем поселений, объединявший жителей по профессиональному признаку (кузнецы, гончары, плотники). В 17 веке в быт горожан, а затем и сельских жителей начинает входить стеклянная посуда. Позднейшие отложения 18-19 веков, как правило, связаны с центральными районами современных населенных пунктов. 
Известно, что в давние времена, недалеко от села Дуброво находился Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне мужской монастырь. Этот монастырь существовал в XVI веке и основан он был Троице-Сергиевым монастырем, что видно из описи вотчины в Дубровском стане 1592 года: «село Дуброво, на реке Ушна, что была вотчина Семена Киселева… У того же села монастырь, что был погост. А на монастыре церковь Фрола и Лавра, древена, вверх, да теплая церковь преподобного Сергия, древена, вверх же. А в церквах образы, и свечи, и книги, и всякое строенье церковное, монастырское Троице-Сергиева монастыря. Да на монастыре ж 2 колокола, да клепало монастырское ж, да келья игуменская, да 4 кельи, а в них 6 братов старцев. А около монастыря городьба, забор, да около монастыря ж роща березовая, по смете 3 десятины. У монастыря ж за рощею слободка, а в ней живут нищие, питаются от церкви Божией, дворов 10».
К несохранившимся археологическим памятникам на территории родного края относятся: Лобановский и Малышевский курганные могильники, Новлянский и Малышевский грунтовые могильники. Новлянский грунтовый могильник 10-13 века, находился на территории одноименной деревни, на правом берегу реки Ушна. Николаем Емельяновичем Макаренко в 1905 году были исследованы семь погребений, содержавшие остатки трупосожжений на стороне, помещенных в могильные ямы подпрямоугольной в плане формы, ориентированные в направлениях север-юг и северо-восток – юго-запад. Среди находок – железные топор, пешня, наконечник копья, пряжка, щитковые височные кольца, разнообразные шумящие украшения, в том числе подвеска-конек, шейные гривны, спиральные перстни, лепная финно-угорская и гончарная древнерусская посуда. Памятник датирован 10-11 веками. Он разрушен застройкой.
Одним из поселений муромы было замечательное местечко на высоком берегу реки Ушна. Недалеко от него располагается источник чистейшей воды – Попов родник. Это место – Муско, расположенное на берегу реки Ушна у деревни Новлянка. Название Муско, как и большинство топонимов со временем подверглось славянизации и изменялось: Муск, Муска, Мусков, Муськов, Муской, Мусский, Муськово, Муськовский, Муська. По одной из версий корень «му» означает «возвышенное место у воды». В Швеции есть остров Муско. Местечко Муско есть и в Финляндии. Москва на удмурдском языке – Муско. Многие финно-угорские народы существуют и поныне. Например, такие, как венгры, финны, мордва, удмурты. А вот мурома постепенно исчезли. Исчез и их язык. Но с тех времен сохранился центр племени мурома – Муром. Сохранилось и местечко Муско. Сохранились топонимы муромы – названия рек Ока, Ушна, Колпь, Кестромка, Тетрух, Мотра и другие. Сохранилось и название речки, на берегу которой располагается деревня Андреевка – Яньсингир (Сингирь, Сингирейка), которая теперь превратилась в суходол. В древние времена, еще в дохристианскую эпоху, погосты имели торговое назначение.
Князья, во время своего полюдья, делали там свои стоянки, собирали дань. Там проходили пиры – от этого и произошли слова погостить, угощенье. Летописи устанавливают погосты на Руси к
времени правления княгини Ольги (945 – 960гг.). В старые времена Муськовский погост славился своими калачами. Калачники торговали ими во всех уездных городах Владимирской губернии.
С историей погоста Муско неразрывно связаны судьбы многих поколений большинства жителей родного края. Там покоится прах многих поколений наших предков. Много событий в жизни, связанных с этим местом, было и у Григория Способина. Впервые люди появились там в очень давние времена. Муско, наряду с Дуброво, упоминается в грамоте ещё 1506 года! Тогда, Иван Грозный ещё не родился, а Государем всея Руси был его отец, великий князь владимирский и московский Василий III Иванович. В очень давние времена на этом месте был основан погост. Вот, что известно о нём: «Погост Муска, на реке Ушна, находится в 100 верстах от губернского города и в 31 версте от уездного. Основание церкви на этом погосте относится к глубокой древности. В писцовых книгах 1629 – 1630 годов, мы находим о нём следующие сведения: «погост Муской на реке Ушне, на погосте церковь Успение Пречистые Богородицы — строение приходских людей, а исстари строение было государево. При церкви вдовый поп Григорий Третьяк и сын его поп Демьян, дьячок и просвирница. На церковной земле два двора бобыльских и 2 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией; пашни церковной 40 четвертей в поле, перелогу и лесом поросло 11 четвертей, сена 150 копен, лесу не пашенного 10 десятин». Что касается Мусковского прихода, то сведения о нем, мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. «В погосте Муском церковь Успения Пресвятой Богородицы. У той церкви двор попа Фёдора, двор дьячков. В приходе: деревня Лобаново, в ней 3 двора помещиков, во всех живут дворники, 22 двора крестьянских и 1 бобыльский; сельцо Ново (Новлянка), в нём двор протопопа (протоиерея) Муромской соборной церкви, а в нём живет крестьянин, да 24 двора крестьянских и 1 бобыльский; да к той же церкви, вновь, приписан приход от пустующей церкви Флора и Лавра в деревне Прислон, а в ней 4 двора крестьянских и 3 бобыльских; деревня Высоково, в ней 11 дворов крестьянских и 4 бобыльских; деревня Андреевка, в ней 6 дворов крестьянских и 2 бобыльских; деревня Селищи, в ней 9 дворов крестьянских и 2 бобыльских. Да по сказке попа Фёдора, у церкви Успения Пресвятой Богородицы в погосте Муском церковной земли 3 четверти в поле, сена 30 копен, а писцовой выписи на ту землю и на покосы не положил. Да к той же церкви, вновь, приписана деревня Бычина, в ней 7 дворов крестьянских. По окладу данных денег 2 руб. 2 алтына 3 деньги». Деревни Прислон, Высоково и Селищи, были приложены Семёном Фёдоровичем Киселёвым в 1550 году в Троице-Сергиев монастырь. По писцовым книгам 1593 – 1594 года значится: в деревне Прислон 5 дворов жилых и 2 пустых, в деревне Высоково 4 двора жилых и 2 пустых, в деревне Селище 8 дворов жилых и 2 пустых. Известно, что деревянная церковь на Мусковском погосте существовала до 1895 года. В 1858 году эта церковь была вследствие ветхости капитально перестроена, а в 1895 году разобрана, так как тогда там был уже построен каменный храм. 7 июня 1888 года прихожане храма из деревень Лобаново, Селищи, Новлянка, Высоково и Андреевка на общем собрании, приняли решение о постройке нового каменного храма. Было подано прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Феогносту (Лебедеву). 22 января 1890 года была выдана храмозданная грамота. С началом тёплых весенних дней этого года полным ходом развернулись работы по сооружению храма. Для изготовления кирпичей для строительства церкви было основано производство кирпичей. Часть кирпичей из этого производства пошло на строительство новых зданий Горбатской фабрики, основанной Григорием Способиным. Новый храм был построен с Божией помощью, силами и на средства прихожан, под умелым руководством священника погоста Павла Лебедева. Быстрому и качественному строительству храма содействовали добровольные пожертвования прихожан. Желая послужить примером, первый и больше всех пожертвовал часть собственных средств руководитель строительства, священник погоста Павел Лебедев. Свои пожертвования на строительство храма внес даже, работающий на основанной Григорием Способиным фабрике, англичанин Джоблинг. Крупные пожертвования были сделаны почётными гражданами города Мурома Зворыкиными и Засухиными. Каменный храм строился в 1890 – 1895 годах. Престол в новом храме был один, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей и иконами церковь была снабжена достаточно. Те кирпичи Муськовского производства, можно и теперь увидеть в сохранившихся старых зданиях бывшей Горбатской писчебумажной фабрики. Причта при этой церкви по штату было положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их, получается от служб и требоисправлений до 650 рублей. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви значится 174 десятин 1062 сажени, в том числе сенокосной до 10 десятин; план и межевая книга на землю имеются; для хлебопашества почти вся земля не удобна. Приход состоит из деревень: Лобаново (1 верста от церкви), Селищи (3,5 верст от церкви), Новлянки (1 верста), Высоково (4 версты) и Андреевки (5 верст), в коих по клировым ведомостям числится 348 дворов (в 1676 году в приходе было 108 дворов), 1025 душ мужского пола и 1115 женского. При церкви имеются две церковно-приходские школы – мужская и женская. Учащихся в обеих школах в 1896 году было 59. В деревнях Высокове и Андреевке существуют школы грамоты. Учащихся в обеих школах в 1896 году было 60».
После окончания Владимирской духовной семинарии Павел Лебедев служил в церкви деревни Шульгино. Старостой той церкви, тогда был Алексей Николаевич Тихонов, одним из ведущих певчих церковного хора был Ефим Алексеевич Тихонов. Здание церкви в деревне Шульгино было построено так, что не рухнуло даже после подрыва. Оно стоит поныне, как памятник стойкости. В то время священником этой церкви был уже Владимир Владимирович Иванов. Его 1930-е годы репрессировали и расстреляли. Царствие ему небесное.
На погосте Муска проживали целые династии священников. Во время престольных праздников там проходили ярмарки. Вся жизнь людей, от рождения до смерти, была связана с погостом. Именно поэтому, во время гонений на церковь в 30-е годы, она была «стерта с лица земли» варварами и вандалами. В 1938 году священник погоста — отец Степан Степанович Беляев, не отрёкшийся от веры, тоже был репрессирован и расстрелян. Царствие ему небесное.


Мужчины на пикнике на правом берегу реки Ушна. На заднем плане виден незабвенный погост Муська с церковью Успения Пресвятой Богородицы, домами и кладбищем. Впоследствии эта церковь будет «стерта с лица земли». Теперь там существует только кладбище. Колоризованная старая фотография.

Современная фотография вида от кладбища погоста Муська на ориентировочное место расположения тех мужчин на пикнике, изображенных на выше расположенной фотографии (отмечено красной точкой). Видно, как теперь сильно заросли деревьями берега реки Ушна.

Современная фотография места расположения незабвенного источника праведной Иулиании Лазаревской. 

Вандалы и варвары хотели, чтобы это святое место наших замечательных предков было забыто навсегда. Но они просчитались. Погост Муско люди будут помнить вечно. В той Муськовской церкви Успения Пресвятой Богородицы, до её разрушения в начале 1930-х годов, находилась чудотворная икона праведной Ульянии (Иулиании, Юлиании) Осорьиной (Лазаревской). В настоящее время местонахождение этой иконы неизвестно. Помню, что наша бабушка и отец праздновали Ульянею в десятую пятницу после Пасхи, хотя церковь на Муськовском погосте была давно полностью уничтожена. Давно нет церкви Успения Пресвятой Богородицы, но люди, от мала до велика, и зимой и летом, до сих пор посещают незабвенный источник Иулиании Лазаревской, несмотря на то, что добраться туда совсем не просто. Наши потомки ежегодно бывают там. С именем этого удивительного источника связано много легенд. Там ощущается мощная энергетика этого места. Чудесная местность с великолепной природой, чистым воздухом и чудесной водой веками вдохновляет и радует там людей. «Повесть о водворении христианства», созданная в XVI веке, утверждает, что мурома были язычниками. Болезни глаз они лечили в особых колодцах, имевших, по их верованию, чудодейственную силу. Причём, они бросали в эти колодцы серебряные монеты в виде жертвы. Теперь многим известно, что серебро убивает бактерии. Прошло много лет, а люди до сих пор верят в чудодейственную силу этих святых источников воды.
История археологического изучения территории родного края насчитывает много лет, но он не может считаться достаточно полно обследованным в археологическом отношении. Древние люди умели выбирать свои места для проживания. Суровые, тяжелые условия жизни заставляли их продуманно решать эту непростую задачу. Кто не справлялся с ней, просто погибал. А что за историческое местечко выбрал для основания фабрики и посёлка Григорий Способин? Несмотря на то, что научных исследований на территории Горбатки не проводилось, люди это прелестное место облюбовали еще в глубокой древности. Об этом свидетельствует запись в отчете о деятельности Владимирской Ученой Архивной комиссии: «Во время земляных работ на Горбатовской (Горбатской) писчебумажной фабрике товарищества Способина и Кротова, при рытье канавы на глубине 2 аршин (1 аршин равен 0,7112 метра) были найдены: наконечник копья, наконечник какого-то железного оружия, металлическое кольцо, куски костей, множество обломков глиняных горшков. На одном из островов реки Колпь, рядом с фабрикой, при копании гравия, были найдены, обломок бивня, клык и 2 коренных зуба какого-то крупного животного. Эти предметы в феврале 1903 года, работниками фабричной конторы, были доставлены во Владимирскую Ученую Архивную комиссию». А мы, в следующем выпуске, образно перемещаемся в ту местность, где были найдены вышеуказанные предметы.

При написании этого выпуска использованы сведения:
– из фонда 556, оп.1, дело №130 Государственного архива Владимирской области;
– из книги «Окско-Клязминский бассейн». Н.М.Сибирцев.1895 год;
– из книги «Археологическая карта России». М.П.Зимина, Ю.А.Краснов, А.Е.Леонтьев, Л.А.Михайлова, Н.Г.Самойлович, М.В.Седова. 1995 год;
– из книги XX выпуск «Вестник археологии и истории».1911 год;
– из книги VI «Труды Владимирской Ученой Архивной Комиссии». 1904 год;
– из книги X «Труды Владимирской ученой архивной комиссии». 1908 год.

P.S. В дополнении к этому выпуску, здесь добавлено видео «Владимирская земля» составленное из фотографий, снятых мною во Владимирской области. В этом видео звучит песня на стихи Юрия Солонина «Спасите меня, поля!» в исполнении талантливого музыканта и исполнителя песен из посёлка Красная Горбатка Сухова Владимира Михайловича. 12 апреля 2024 года исполняется 70 лет со дня его рождения. Его нет среди нас, но мы помним его и продолжаем любить и слушать исполненные им замечательные песни.

Все выпуски

НИКОЛАЙ УХЛОВ

Продолжение в восьмом выпуске.

Ваше отношение к теме материала
[Всего: 14 Средний: 4.7]
Обсудить в