ШЕСТОЙ: Выпуск 3.«Императорская медико-хирургическая академия»

«Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз…»
А.С.Пушкин 

Вид императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1843 году. Изображение акварели Василия Семёновича Садовникова.

Итак, Григорий Способин, который родился в глухомани, приезжает для учёбы в столицу Российской империи – великолепный город Санкт-Петербург. Представляете, какое впечатление произвела на него тогда столица, когда он впервые появился в ней. Григорий живёт у старшего брата Ивана, находится на его полном содержании. Ранее, проходя курс обучения во Владимирской духовной семинарии, он задумывается о проблемах в родном крае, связанных с отсутствием там медицины, о своём месте в жизни. Его всё время притягивало что-то новое, ему неизвестное. И он «загорается» идеей стать врачом. Для этого он хочет поступить и пройти курс обучения в императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге.
Тогда эта академия была подчинена военному министерству и готовила медицинских специалистов для армии и флота. Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия внесла огромный вклад в развитие медицины в России, была блистательным медицинским высшим учебным заведением, являлась колыбелью медицинской науки. Она сыграла существенную роль в развитии отечественной медицины, в организации медицинского образования. В стенах этой академии работали медицинские специалисты мирового уровня.

Фотография сохранившегося центрального здания медицинской академии в Санкт-Петербурге. Напротив этого здания – фонтан «Гигиея».  

Я был в этой академии в командировке четверть века тому назад. Тогда я не знал, что в ней учился основатель посёлка, в котором я родился. А останавливался я рядом, в гостинице «Санкт-Петербург».


Старая фотография вида на здания клинического госпиталя со стороны Невы. Здания сохранились и поныне.

Считается, что эта академия была создана 18 декабря 1798 года по указу Павла I. Тогда Павел I подписал указ «Об …устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». А ещё ранее, в начале XVIII века во время строительства Санкт-Петербурга, Петр I принял участие в закладке в 1715 году на Выборгской стороне Адмиралтейского госпиталя. Позже, в 1717 году, рядом с ним был заложен и Сухопутный госпиталь. В 1773 году при госпиталях были открыты хирургические школы, которые в 1786 году объединили в Главное врачебное училище, готовившее лекарей для армии и флота России.
Открытие этой академии состоялось путём преобразования в неё этого училища.
Здание академии было построено рядом с этими госпиталями. Это двухэтажное здание академии вместе с госпиталями составляло как бы единый медицинский городок и занимало почти целый квартал Санкт-Петербурга. К центральному корпусу здания медицинской академии примыкали боковые флигели, образующие парадный двор с садом.

Старая фотография группы студентов с преподавателем на занятиях в лаборатории медицинской академии.

Для поступления в академию поступающим нужно было сдать вступительные экзамены по следующим учебным предметам: катехизис, русская словесность и логика, латинский язык, география, история, арифметика, алгебра, геометрия, немецкий язык. Латинский язык нужно было знать настолько, чтобы можно было свободно и правильно переводить с латинского языка на русский и обратно, уметь правильно сочинять текст на латинском языке. Нужно было правильно и свободно переводить с немецкого языка на русский. Историю, географию и математику нужно было знать в объёме курса в гимназии. Конечно, для поступления в академию знаний у Григория было недостаточно. Поэтому он предварительно проходит подготовительный курс обучения у кандидата прав императорского Санкт-Петербургского университета Николая Матвеева. 31 июля 1852 года Григорий с успехом завершает это обучение, получает свидетельство об успешной подготовке к поступлению в медико-хирургическую академию и поступает в неё.

Изображение мундира, в котором учились студенты медико-хирургической академии. Григорий носил подобный мундир вначале обучения в этой академии. В 1855 году студентам была выдана новая форма – полукафтан с шароварами из тёмно-зелёного сукна с погончиками, с посеребренными пуговицами с изображением гвардейского орла.

Занятия в академии шли весь день. Лекции проходили с 8 до 15 часов. С 16 – 17 часов проходили практические занятия в лабораториях, кабинетах и клиниках. Студенты обязательно должны были посещать церковь, слушать там проповедь и наставление с кафедры. Студентам было запрещено посещать трактиры, рестораны, кофейни, и вообще те места, где продавались спиртные напитки. Запрещалась игра в бильярд. В цирках студенты могли занимать только те места, где сидела прилично одетая публика. В театрах можно было сидеть только в партере, креслах или ложах. Для приличного вида студентам запрещалось носить в руках узлы. Студентам запрещалось делать покупки у разносчиков. Нарушители наказывались дисциплинарными взысканиями – выговорами, арестами в карцере, исключением из академии. Иногда прибегали и к исключительным мерам – отправление в солдаты и в фельдшеры, преданию военному суду.
Молодой Григорий старается всячески помочь своим престарелым родителям. К сожалению, родители умерли, не дожив до того времени, когда их младший сын закончит академию. Григорий учился у многих выдающихся преподавателей того времени, в том числе и у знаменитого хирурга «от бога» Николая Ивановича Пирогова. Великий хирург Николай Пирогов ознаменовал собой целую эпоху в развитии медицинской науки, практики и образования. Он разработал научные основы военно-полевой хирургии, наметил пути решения многих организационных вопросов военной медицины, реформировал подготовку врачей в стране. Им впервые в мире был применен на поле боя эфирный наркоз, гипсовая повязка, привлечены к уходу за ранеными сестры милосердия.

Старая фотография проведения рентгеноскопии головы в рентгеновском кабинете медицинской академии. Обратите внимание, на стене висит портрет В.К.Рентгена.

Выдающийся профессор Петр Дубовицкий был тогда президентом академии. При нём в стране создали кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, оперативной хирургии, педиатрии, отоларингологии и другие. Он основал первые в России женские медицинские курсы и стал инициатором становления медицинского образования для женщин.

Старая фотография выдающегося физиолога Ивана Павлова с сотрудниками и группой слушателей академии перед демонстрацией опытов по передаче условных рефлексов.

Основоположник отечественной физиологии Иван Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга. Сергей Боткин создал крупнейшую терапевтическую школу, в том числе первую в России кафедру военно-полевой терапии. Профессор Николай Зинин стал основателем русской химической школы. В его лаборатории долгое время работал Альфред Нобель, учредитель самой престижной научной премии мира. А одним из первых её лауреатов в 1904 году стал руководитель одной из кафедр медицинской академии Иван Павлов.

Портрет студента императорской медико-хирургической академии. Фотоателье Андрея Ивановича Деньера. Санкт-Петербург. Невский проспект, 19.

Григорий с успехом проходит полный пятилетний курс обучения в медицинской академии.   Он принимает клятву врача: «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием, даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам – врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям». Григорий был верен этой клятве до конца своей жизни. После прохождения обучения Григорий готовится к сдаче экзаменов. Экзамены на лекаря состояли в испытании по следующим теоретическим учебным предметам: минералогия, ботаника, зоология, химия, физика, анатомия человека, физиология, патология, фармация, фармакология и искусство писать рецепты, общая и частная терапия, хирургия общая и частная, с включением окулистики, акушерство, с включением учения о болезнях беременных, рожениц и грудных младенцев, медицинская полиция и диэтетика, судебная медицина, учение об эпизодических болезнях. К тому же нужно было сдать ещё и демонстрационный экзамен на лекаря. Этот экзамен состоял в анатомическо-физиологической демонстрации какого-либо органа, или части тела, судебно-медицинского вскрытия мертвого тела и производстве хирургической операции на трупе. Кроме того, экзаменующийся должен был доказать, что умеет производить так называемые малые хирургические операции. Вот так много всего должен был знать и уметь делать лекарь того времени. Григорий успешно сдает эти экзамены и 22 июня 1858 года получает диплом лекаря.

Старая фотография выпускников (в мундирах) и преподавателей императорской медико-хирургической академии. В центре фотографии изображены выдающиеся профессора — Иван Михайлович Сеченов и Сергей Петрович Боткин.

Для получения учёно-служебной степени уездный врач Григорий должен был подготовиться и пройти ещё одни экзамены по физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, физиологии, патологии, общей терапии, токсикологии, рецептуре, теоретической хирургии с офтальмологией, частной терапии, акушерству, судебной медицине и гигиене. Практические испытания производились демонстрацией на трупе одной из трех главных полостей и приготовление препарата нервов, сосудов и мышц одной из конечностей или таза, из анатомии патологической демонстрации на свежем или спиртовом препарате и объяснения патологического процесса, из фармакогнозии и фармации – распознавании и описании двух простых и двух сложных врачебных средств, из практической медицины – лечение не менее четырёх больных в течении не менее четырёх недель в терапевтической и хирургической клиниках с составлением истории болезни, из оперативной хирургии с хирургической анатомией. Испытуемый обязан сделать две разного рода важные операции на трупе по употребляемым способам с анатомическими объяснениями по отношению к данной операции. Кроме того, испытуемый должен доказать умение производить так называемые малые хирургические операции и наложение употребительных хирургических повязок. Из практического акушерства экзаменующийся должен производить на фантоме две родовспомогательные операции, по судебной медицине – вскрытие мертвого тела по правилам науки и составление судебно медицинского протокола на заданный случай.
Желающий получить звание уездного врача помимо того, что должен иметь учено-практическую степень и знания русского языка, должен ещё был держать экзамены по: практической судебной медицине, медицинской полиции, эпизодическим болезням и обязанностям и отношениям уездного врача. Эти знания пригодились Григорию в дальнейшей работе и жизни. 24 октября 1859 года конференция академии, по произведенному испытанию, признает Григория Способина достойным звания уездного врача. Вспоминаю, как изучая документы в архиве, я с волнением держал в руках большой диплом уездного врача Григория Ивановича Способина с подписями президента и ученого секретаря академии, его личной подписью. По существовавшему тогда положению, после окончания академии он был направлен на медицинскую службу в качестве уездного врача в Новгородскую губернию. Мы тоже отправляемся вслед за ним.

Все выпуски

НИКОЛАЙ УХЛОВ
Продолжение в четвёртом выпуске.

Ваше отношение к теме материала
[Всего: 15 Средний: 4.7]
Обсудить в