ШЕСТОЙ: выпуск 2. «Семья Ястребовых»

Почувствуй стык времён плечами.
Ведь ты всего лишь знак кольца
В цепи, которой нет начала
И не предвидится конца!
С.Викулов

Кто же они: родители, братья и сёстры Григория Способина?
Отец – иерей Иоанн (Иван) Васильевич Ястребов. Родился в 1792 году. В сан священника произведен 3 декабря 1814 года. Был священником деревянной Тучковской церкви Владимирской Божией Матери с начала 1820-х и до середины 1840-х годов. Жизнь Ивана Васильевича была нелегкой. Ему приходилось заниматься тяжёлым земледельческим трудом и бороться с раскольничеством в селе. Он был и духовным наставником, и учителем, и советчиком, и помощником в решении многочисленных проблем сельской жизни. Сведения, дошедшие до нас о событиях в селе Тучково того времени, связанные со службой Ивана Васильевича, довольно скудные. Но кое-что известно. Например, в архиве Владимирской духовной консистории хранился исторический документ 1828 года. Согласно этому документу, священнику села Тучково Ивану Ястребову разрешается приобщить Святой Тайне пожелавших крестьян-раскольников. Несмотря на то, что переубедить раскольников было очень сложно, Иван Ястребов старался это сделать. И этот документ свидетельствует, что у него это получалось. В разные времена боролись с раскольниками по-разному. Но, несмотря на это, они сумели выжить, уезжая за границу, скрываясь в лесах. Многие их потомки староверы и сейчас. Среди них есть и наши земляки. Умер Иван Ястребов 21 августа 1853 года. Был похоронен на кладбище, рядом с церковью, в которой он служил.


Обветшалая деревянная церковь в селе. Отредактированное изображение.

Первые сведения о церкви в селе Тучково известны по окладным книгам Рязанской епархии 1676 года, к которой она относилась. По этим записям видно, что в селе Тучково находилась деревянная церковь Архистратига (Архангела) Михаила. Эта церковь в 1729 году сгорела, а в 1730 году вместо неё была построена новая деревянная церковь. В ней и служил Иоанн Ястребов. В 1851 году эта старая церковь была перестроена. Затем, после построения каменной церкви в 1878 году, эта деревянная церковь была продана Богородицкому погосту Вязниковского уезда. В 1874 году на средства купца Платона Герасимова в селе Тучково была построена каменная церковь с тремя престолами – в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе во имя Архистратига (Архангела) Михаила и святого мученика Платона. Платон Герасимов был сиротой, уроженцем села Тучково. По штату в причте в приходе положено служить священнику и псаломщику. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земля песчаная и каменистая. Приход состоял из села Тучкова и деревень: Кузнецы, Ершово, Елизаветино, Хвосцово, Бельково. Кроме этого, впоследствии к этой церкви был приписан и посёлок Горбатовской писчебумажной фабрики Способина. Тогда по клировым ведомостям в ней числилось 745 душ мужского пола и 851 женского, из них раскольников 60 душ. Впервые я в этой церкви побывал ещё в юности, более полвека тому назад. Церковь тогда была заброшена и сильно разорена. Дверь церкви была раскрыта, хотя на ней снаружи сохранился ржавый засов. Я вошел в эту дверь. Увиденное её внутреннее состояние ошеломило меня. Я тогда вообще не мог понять, как такое может быть? Большое красивое старое здание на возвышенности было внутри варварски разорено и заброшено. Как так? Никому не нужно? Внутри помещений этой церкви было трудно даже передвигаться. Пол был просто завален разрушенными частями алтаря, иконостаса, солея и других частей старого интерьера церкви. Деревянные перекрытия и лестница в колокольне просто сгнили. Колокольня была, конечно, без колоколов, а остатки разрушенного иконостаса без икон. А вот кирпичные стены церкви были не разрушены. Строили раньше на века. Больше всего меня удивили небольшие слуховые отверстия в стене между помещениями церкви. Эта старая церковь впоследствии была отремонтирована и отреставрирована. Она существует и поныне.


Лето в селе. Отредактированное изображение картинки.

Мама – Наталья Алексеевна Ястребова. Родилась в 1794 году. Работала по хозяйству, учила и воспитывала детей. В трудных условиях сельской жизни, в глухомани, родила и сумела воспитать умных и трудолюбивых детей. Умерла 19 августа 1853 года. Обратите внимание на дату смерти супругов Ястребовых. Иван скончался через день после смерти своей жены Натальи. Родители сумели создать образец дружной трудолюбивой семьи, в которой старшие братья и сёстры до конца своей жизни учили, духовно и материально помогали младшим, были восприёмниками (крёстными) у них и у их детей. А младшие дети, повзрослев, помогали престарелым родителям и старшим братьям и сёстрам. Я впервые узнал о родителях Григория и о нём самом, когда еще в юности побывал на месте их захоронения у Тучковской церкви. Кладбище у церкви тогда было в очень плохом состоянии. Многие старые могилы на нем были разорены, и просто подойти к ним было очень трудно, так как они к тому же сильно заросли кустарником.


Фотография статуи разорённого вандалами надгробного памятника. Надписи  на памятнике: «Здесь погребена ковровская мещанка Дария (Дарья) Прокофьевна (Прокопьевна) Петрова. От любящих мужа и детей». «Услышь мой друг из загроба печальный глас мужа и детей твоих, так рано смертью заставив встречать печальный каждый час». У этой статуи, как и у древнегреческой скульптуры богини победы Ники, отсутствуют голова, части рук. Это статуя своеобразная «Дария Тучковская». Она символизирует победу вечной любви над варварством и вандализмом. Старинное художественное литьё из чугуна.

Захоронение Ястребовых тогда было безжалостно разорено варварами и вандалами. У сильно заросшего кустарником, поверженного гранитного надгробия супругов Ястребовых, ими была вырыта глубокая яма подкопа для проникновения в могилу. Недалеко от разорённой могилы Григория Способина находился поваленный памятник. Во всей округе я не видел такого разорённого старинного захоронения, с непонятными для меня надписями на надгробии и памятнике. В 2002 – 2003 годах под руководством генерального директора Селивановского машиностроительного завода Александра Ивановича Видонова, рабочие благоустроили и привели в порядок это место захоронения.

Братья и сестры. Всего в большой семье Ястребовых было семеро детей (три сына и четыре дочери). Все три сына были известными личностями. Более того, большинство их детей и внуков тоже внесли большой вклад в культуру и искусство, оставили яркий след в истории нашего государства. Дочери, выходя замуж, меняли девичью фамилию, и проследить их дальнейшую судьбу через много лет сложно.

Иван – старший сын. Родился в селе Тучково Судогодского уезда в 1821 году. В 1830 году его отдают на обучение в Муромское духовное училище.


Панорама города Мурома. Переправа императора Николая I через Оку. Видны здания церквей. Некоторые из них сохранились до сих пор. Отредактированное изображение литографии 1836 года.

В 1836 году Иван был переведен во Владимирскую духовную семинарию. В 1842 году он заканчивает обучение в ней. Учился он хорошо. Но, уже во время учебы Иван понимает, что служба на духовном поприще не его призвание. И в 1843 году он становится канцелярским чиновником. С конца 1843 и до февраля 1845 года Иван был редактором «Владимирских губернских ведомостей». Он написал ряд интересных статей о духовной жизни народа. Вот что он написал в заметке «Мысли» на странице «Владимирских губернских ведомостей»: «Говорят, человечество совершенствуется и идет вперёд. Может быть, для земли и времени; но для неба и вечности, оно идет назад. Первенствующие христиане так тесно были соединены между собою узами святой любви, что имели всё общее. Всё моё – твоё, мог сказать христианин первенствующей церкви своему брату, и твоё – моё. Теперь, не так. Многие готовы и сказать, и сделать это твоё – моё. Но, всё моё, это, непременно, только моё. Где же тут совершенство христианской любви? Настанет время, когда любовь, по слову Спасителя, у многих совсем иссякнет. Куда же идет человечество, назад или вперёд? Подумайте без самообольщения и гордости и скажите …». Иван написал ряд очерков о достопримечательностях Владимирской губернии. Например, «Златоверхий Успенский собор во Владимире на Клязьме», «Золотые ворота в городе Владимире».


Отредактированное изображение гравюры 1824 года.

В 1847 году он получил чин губернского секретаря и, может быть, стал бы высоким чиновником, но деловая встреча с одним богатым человеком круто изменила всю его жизнь навсегда. Иван был исключительно дельный, неподкупный и безукоризненно честный человек. Поэтому тот богатый человек обратил на него внимание. Он пригласил его к себе на работу в Петербург, предоставил квартиру, назначил ему большую зарплату. Я сознательно не написал фамилию этого богатого человека, так как сведения о нём планирую написать в следующем выпуске. Иван прожил всю свою жизнь холостяком и посвятил её заботам о своих родителях, братьях и сестрах. Он не пропивал и не прогуливал свои заработанные деньги. Не строил роскошные дачи и дворцы, не покупал драгоценности, а постоянно материально помогал родным. Он был крёстным отцом у сына Григория Способина. Содержал Григория Способина, когда тот учился в академии, выдавал сестёр замуж, помогал родителям, и всем им после своей смерти оставил богатое наследство. Возможно, и гранитное надгробие его родителей в селе Тучково изготовлено и установлено на его деньги. Как человек в высокой степени разумный и образованный, он любил умных людей. Умер Иван Иванович в 1862 году. Был похоронен на Новодевичьем  кладбище Санкт-Петербурга.

 Дмитрий – второй ребёнок в семье. Родился в 1823 году. Тоже, как Иван, окончил в 1844 году Владимирскую духовную семинарию. Он единственный из трёх братьев, выпускников Владимирской духовной семинарии, ставший священником и посвятивший служению церкви всю свою жизнь. В 1845 году – он был священником села Переборово Суздальского уезда. В 1853 году он служит священником в селе Аргуново Покровского уезда. В 1864 году он выведен за штат. В 1867 году Дмитрий направлен на службу в Томскую епархию. В 1879 году он был священником во Введенской островной пустыни. Свято-Введенский женский (в прошлом мужской) монастырь существует и поныне на острове Введенского озера, в четырёх километрах от города Покров.


Вид Введенской Островской пустыни. Владимирская губерния. Первая четверть XIX века. Отредактированное изображение.

Авдотья (в замужестве Аристова) – третий ребёнок. Родилась в 1824 году. Судя по сведениям из исповедных росписей, вышла замуж за священника Тучковской церкви Федора Аристова, который служил в этой церкви после её отца Ивана Васильевича Ястребова.

Любовь – четвертый ребёнок. Родилась в 1828 году.

Прасковья – пятый ребёнок. Родилась в 1831 году.

Александра (в замужестве Белоцветова) – самый младший, седьмой ребёнок в семье. Родилась в 1835 году. Тоже вышла замуж за священника Тучковской церкви. Священник Леонид Белоцветов служил в этой церкви с 1886 по 1898 год. Была крёстной матерью у дочки Марии, учителя Тучковского двухклассного училища Александра Николаевича Герасимова и его жены Марии.

Григорий – предпоследний, шестой ребёнок в семье. Его окрестили через день после дня рождения – 17 января 1832 (читай 1 выпуск этого цикла 1833) года. Восприёмниками (крёстные отец и мать) были брат Дмитрий (9 лет) и сестра Авдотья (8 лет).


Жизнь зимой в сельской избе. Отредактированное изображение раскрашенной гравюры.

Жизнь в селе Тучково в те времена была тяжёлой. В неурожайные годы едва удавалось собрать зерно на семена. Даже в благополучные годы своего хлеба не хватало. Медицинской помощи в селе не было. Старшие дети заботились и помогали младшим. Священник и его жена учили грамоте своих детей. Между обучением и помощью родителям появлялось немного времени пошалить, порезвиться, побегать и поиграть, например в бабки. Уже в раннем возрасте Григорий изучал при свете лучины азбуку, учился писать гусиными перьями. У детей священников в те годы был небольшой выбор своего места в жизни. Большинство из них после обучения в духовных заведениях становились священниками. Начальное образование дети в возрасте 7 – 8 лет в течение двух лет получали в церковно-приходских школах. Обучение в уездных духовных училищах сроком шесть лет давало его воспитанникам возможность поступать в духовные семинарии. Шестилетний срок обучения был и в духовных семинариях. Такие полные циклы обучения, длительностью 14 лет, прошли Иван и Дмитрий, закончившие  Владимирскую духовную семинарию. Григорий уволился из этой семинарии раньше, не пройдя полный курс обучения в ней. Владимирская духовная семинария считалась одной из лучших в стране. Она готовила приходских священников, но при слабом развитии светской школы, многие её воспитанники становились учителями и чиновниками. Лучшая часть семинаристов шла в высшие светские и духовные учебные заведения.


Владимир. Семинария. Вид от вокзала. Отредактированное изображение фотографии. 1900-е годы.

За хорошие способности все три брата в семинарии получили искусственную фамилию Способин.  Удивительно, ведь 37 лет тому назад, в Ленинграде, документы Григория Способина изучал посетитель архива с первоначальной фамилией Григория – Ястребов! Интересно, кто же он?


Выпускники Владимирской духовной семинарии. Отредактированное изображение фотографии.

Григорий горячо любил родной край, но его «притягивало» новое, неизведанное. Впервые увиденные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли поразили его своим величием. Старший брат Иван был в его жизни примером для подражания. Григорий понимает, что служба священника тоже не его призвание. И после двух лет обучения во Владимирской духовной семинарии, он подает прошение на поступление в другое учебное заведение.  И 27 августа 1847 года он получает на это свидетельство. Владимирский край был провинцией, но провинцией близкой к Москве и не очень отдалённой от Петербурга. Как было написано ранее, Иван – старший брат Григория переезжает из губернского города Владимира на работу в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Как можно догадаться, туда же едет и Григорий. И мы тоже отправляемся вслед за ними.

Все выпуски

НИКОЛАЙ УХЛОВ
Продолжение в третьем выпуске.

Ваше отношение к теме материала
[Всего: 25 Средний: 4.6]
Обсудить в