Встреча с логопедом Натальей Лебедевой

В рамках проекта «Добрая сельская мама», который организован общественным движением «Мой адрес» за счет средств Фонда президентских грантов, состоялась встреча с логопедом Натальей Лебедевой.

«В последние годы все специалисты в один голос говорят, что практически нет детей, у которых речь развивалась бы без патологии. Конечно, каждый ребенок уникален, и иногда ребенок в своем развитии делает такой скачок, что опережает своих сверстников. Но, с другой стороны, слушая молодых мам, диву даешься, что они говорят. Например, что ребенок заговорил в 5 лет и это нормально. Но это даже опасно. Я вот за свою практику, более 30 лет, наслушалась столько историй, что, если бы раньше мне рассказали что-то подобное, я бы не поверила.»

Например, кто-то рано учит ребенка читать, а потом он не хочет это делать. Или ребенок рано начал говорить — это вроде бы хорошо. Но может быть такой вариант, что речевой аппарат был не готов, и звуки получаются искаженные, некрасивые. Отсюда могут развиться комплексы, ребенок может замкнуться и перестать разговаривать. Естественно, может быть много разных вариантов, с которыми можно столкнуться, когда формируется речь у ребенка, и нельзя на них не обращать внимания. И разговор был направлен как раз на то, что очень важно подмечать, как ребенок разговаривает и не бояться обратиться к специалисту, который выявит причины речевых нарушений и поможет с ними справиться или подтвердит, что речь у ребенка развивается нормально и нет причин для беспокойства. В любом случае это будет полезно.
Самый распространенный повод для обращения к логопеду — это звук «р», потому что это самый сложный звук в русском языке, который требует подъема языка вверх, сильной воздушной направленной струи, вибрации. «А меня, — говорит Наталья Владимировна, — в последнее время очень беспокоит межзубное произношение, то есть ребенок все произносит правильно, а язычок ставит неправильно».
В воспитании детей мелочей нет, и любой маме всегда нужно быть начеку. Если родители достаточно уделяют внимания речевому развитию ребенка, они заинтересованы, чтобы ребенок чисто, красиво говорил, то они указывают ему на то, как он говорит. Простая, на первый взгляд проблема, за собой может тянуть несколько проблем.
Наталья Владимировна рассказала на что нужно обращать внимание, и многие отметили, что они некоторые вещи не знали и никогда не задумывались об этом.
Присутствующие мамы задали интересующие вопросы и, несмотря на то, что некоторые уже приводили своих детей на занятия к Наталье Владимировне, отметили, что разговор получился очень интересный, полезный, что они узнали много для себя нового, а те мамы, которые еще не сталкивались с проблемами детей, связанные с речью, отметили, что теперь будут более внимательно слушать как дети разговаривают, чтобы не упустить момент, когда необходимо обратиться к специалисту. Особенно оценили мамы, что Наталья Владимировна несколько раз в разговоре делала акцент на то, что многие проблемы с речью можно поправить без помощи врачей, например, хирурга, а с помощью регулярных упражнений.

«Многие вещи можно исправить обычной артикуляционной гимнастикой. Даже тем, у кого все в порядке, а у нас таких детей практически нет, она будет очень полезна. Многие мамы отмечают, что, когда стали заниматься, дети перестали болеть ангиной. Это потому, что укрепляется весь артикуляционный аппарат.»

Упражнения, которые ребята выполняют на занятиях в логопедической группе, помогают собрать внимание детей, сконцентрировать, дети их очень любят, это все проходит в игровой форме, очень весело и интересно.
Мелкая моторика и артикуляционная гимнастика — залог успешного формирования речи у ребенка. Наталья Владимировна показала мамам простые упражнения, которые полезно выполнять всем, объяснила как индивидуально заниматься дома перед зеркалом. И, конечно, необходимо понимать, что прежде чем начать, например, разучивать с ребенком стихи или скороговорки, необходимо правильно к этому подойти, изучить этот вопрос самостоятельно или обратиться за консультацией к профессионалу, чтобы не закрепить неправильное произношение, которое потом исправлять гораздо сложнее.