На территории РФ действует ряд нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности автомобильных перевозок. Для транспортного обслуживания туристов наиболее важным является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем определены основные задачи юридических и физических лиц, ответственных за реализацию автобусных перевозок, касающиеся надежности водителей транспортных средств, а также технического состояния подвижного состава.
Основными требованиями, предъявляемыми к водителям, являются:
— наличие соответствующей квалификации и стажа
— организация стажировки и занятий по повышению их профессионального мастерства
— проведение в установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
— соблюдение ими режима труда и отдыха
— обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте
— организация контроля за соблюдением ими требований безопасности автобусных перевозок
При специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения — автобусы оборудуются боковыми и лобовыми трафаретами с надписью «Школьный» и опознавательными знаками «Дети», движение осуществляется со скоростью не более 60км/ч с включением ближнего света фар и проблескиваемыми маяками оранжевого цвета. Сами транспортные средства должны содержаться в технически исправном состоянии.
Независимо от категории все автобусы должны соответствовать условиям безопасности, определяемым, прежде всего требованиями к техническому состоянию транспортного средства.
Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение обязательного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо также соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8-10 лет.
Важным фактором, определяющим безопасность автобусных перевозок, является техническое состояние автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ и т.д. Регулярное автобусное движение разрешается осуществлять на автодорогах I — IV категорий. Местоположение автобусных остановок должно сочетать хорошую видимость с безопасностью движения транспортных средств и пешеходов в их зоне.
Переезды на всех железных дорогах должны быть оборудованы и, содержаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
Перевозки автобусов на паромах производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы. Автобусы должны пропускаться на паром в первую очередь. Во время въезда автобуса на паром, движение парома и съезда с него нахождение пассажиров в автобусе не допускается. Перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается!
Для оценки технического состояния и уровня содержания, автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования, соответствия требованиям безопасности движения специальная комиссия производит обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже 2 раз в год. В случае выявления несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения о проведении неотложных мероприятий, направленных на устранение этих несоответствий.
Для обеспечения безопасности автобусных перевозок следует четко соблюдать технологические условия перевозочного процесса. На каждый маршрут должны быть составлены паспорт и схема с указанием опасных участков, график движения на основе определения нормативных значений скоростей и с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей. Помимо этого, при выборе типа и марки автобуса надо учитывать дорожные и погодно-климатические условия на маршруте. Запрещается отклонение от заранее согласованного маршрута движения автобуса, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов.
В случаях, когда на отдельных участках дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности пассажирских перевозок, автобусное движение на них должно быть прекращено.
Конструкция туристского автобуса должна обеспечить требуемую безопасность, как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях.
Общие требования к безопасности туристского автобуса включают в себя минимально достаточные условия для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Наиболее характерными ДТП являются:
— столкновение
— опрокидывание
— наезды на препятствие, пешехода, мотоциклиста или на стоящее транспортное средство
— падение пассажира и др.
Расследование ДТП в зависимости от степени тяжести производится:
— специально созданной правительственной комиссией (при особо тяжелых ДТП)
— комиссией из должностных лиц автопредприятия, ГИБДД и органов дознания или следствия
— руководителем автопредприятия (служебное расследование)
В зависимости от тяжести ДТП разработана процедура и сроки его расследования и учета.
Выпуск автобуса на линию производится при условии:
— прохождения его технического осмотра в ГИБДД
— специальной подготовки автобуса к транспортному путешествию
— прохождения специального инструктажа водителя
— его медицинского освидетельствования
— наличия требуемой путевой документации
Особые требования следует выполнить при путешествиях зимой, при неблагоприятных погодных условиях, при перевозке детей, путешествии по горным дорогам, в условиях холодных и жарких климатических поясов.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, представлен в Правилах дорожного движения и Правилах технической эксплуатации.
В автобусе должны быть верхние и боковые аварийные люки размером 600×800мм с указаниями порядка их использования.
Особые требования предъявляются к тормозной системе.
Автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами:
— служебным
— аварийным
— стояночным, а также антиблокировочным устройством
Все ручки в салоне должны быть утопленного типа, а поручни и другое оборудование салона не должны иметь выступающих травмоопасных частей. Первый ряд кресел оборудуется ремнями безопасности.
Все стекла должны быть травмобезопасными. Должна быть предусмотрена система аварийного освещения и отопления. Автобус должен иметь радиотелефонную или иную надежную связь.
На дальних внутренних и всех международных маршрутах автобус должен быть оборудован тахографом.
Другие требования к транспортным путешествиям изложены в Правилах перевозки пассажиров, а также должностных инструкциях водителя.
Информация предоставлена ОГИБДД Отделения МВД России по Селивановскому району