14 порогов, 8 шивер, потерянное весло и другие приключения селивановских байдарочников в Карелии

Воспитанники секции «Основы выживания» ЦВР уже много лет участвуют в соревнованиях на каяках, байдарочных походах по территории Владимирской и соседних Рязанской и Нижегородской областей. Но в этот раз судьба их забросила в бурные реки Карелии. Об экстремальном сплаве по карельским рекам и озерам «Горбатке.ру» рассказал Александр Буров, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы.

Идею пройти на байдарках по горным рекам Карелии мы вынашивали уже не первый год. Летом 2020-го не удалось её реализовать в связи с ковидными ограничениями, а в этом году наконец-то получилось осуществить эту мечту. Было решено организовать маршрут по реке Шуя, ориентировочной дистанцией около 125 км, который мы рассчитывали пройти за пять дней.
Команда собралась из пяти человек: наш друг и соратник из Муромского клуба водного туризма Александр Корнишин, Андрей Романов и воспитанники секции «Основы выживания» – Лиза Пухова (11 класс) и Артём Сорокин (10 класс). Поначалу у меня возникали некоторые опасения: справятся ли, выдержат ли сложный маршрут, но обо всём по порядку.
Итак, ранним утром 4 августа, погрузив снаряжение в автомобили, мы отправились в путь. К полуночи добрались до Петрозаводска. А ещё через пару часов прибыли в небольшой городок Суоярви, близ которого разбили лагерь. Переночевали в палатках, а наутро переехали к месту старта. Собрали байдарки, упаковали вещи в непромокаемые гермомешки, разделились на три экипажа и отправились в долгожданное путешествие.

Карелия нас покорила своей природной красотой: это скалистые берега, многовековые леса, бурлящие реки с притоками и бескрайние озёра. Шуя – одна из самых привлекательных карельских рек. Доказательством тому послужили несколько групп туристов на рафтах, катамаранах и байдарках, которых мы встречали на пути. Сложные перевалы реки, неожиданные препятствия в виде валунов и крутых поворотов привлекают внимание поклонников водного туризма с разных концов страны.
В первый день мы преодолели три порога – они как будто специально шли по нарастающей с точки зрения сложности: каждый новый порог был больше предыдущего. Адреналин зашкаливал! Ведь мы впервые шли по порогам горной реки. Каждый раз, услышав впереди шум воды, мы понимали – впереди порог, и прежде чем его пройти, мы швартовались. С берега внимательно просматривали маршрут, обсуждали, где и как лучше проходить порог, и только потом по очереди, страхуя друг друга, экипажем преодолевали препятствие. Полные впечатлений и эмоций от первого дня похода, вечером мы разбили лагерь для ужина и отдыха.
Второй день выдался более трудным: преодолели шесть порогов, а где-то на камнях пробили одну из байдарок. Самым непредсказуемым моментом стала потеря весла. Во время одной из остановок быстрым течением унесло весло, которое как мы ни старались – найти не удалось. Вторую половину дня наш экипаж был вынужден пройти лишь на одном весле. Уставшие, мы с трудом дотянули до вечернего привала. Разбив лагерь, починили пробитую на камнях байдарку.
Поскольку клей необходимо было просушить, на следующий день выдвинулись в путь только ближе к обеду. Третий день стал переломным: все походники уже порядком устали, к тому же, сложности придавало единственное весло у одной из байдарок. Старшие товарищи регулярно менялись местами, тем самым выручая друг друга на непростом пути. В этот день преодолели один порог и шиверу. Шивера – это относительно мелководный участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.
Обеденный привал сделали у встретившейся на пути турбазы, там же изготовили из подручных средств недостающее весло. Идти стало немного легче. Дальнейший путь пролегал через два озера – Шотозеро длиной 15 км и Вагатозеро – 5 км. Но внезапно погода начала портиться, подул восточный ветер навстречу нашему движению, и на озере поднялась большая волна.

Идти дальше по воде стало затруднительно, и мы приняли решение объехать Шотозеро по суше (благо появилась такая возможность) и остановиться на ночлег между озёрами. Вечером пошёл дождь, который лил всю ночь.
На утро выдвинулись в дальнейший путь через Вагатозеро. Ветер немного стих, и волна стала значительно меньше. Размер волн практически достигал высоты борта байдарки – примерно 30-35 см. Такая килевая качка добавила новых ощущений, особенно нашим юным «мореплавателям». В течение четвертого дня сплава мы преодолели ещё один порог и 4 шиверы, одна из которых оказалась необычайно длинной – примерно километр. В какой-то момент мы заметили, что в нашем экипаже в байдарке постоянно прибавляется вода, но на ночном привале пробоину не нашли.
На пятый, финальный, день пути мы продолжили движение, вычерпывая воду на каждом привале. В этот день прошли три шиверы и три порога. Самый интересный порог в этот день был последний – с бочкой. Бочки – это такие пенные ямы, котлы, которые образуются в месте падения воды с крутых сливов. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котёл, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть. Преодолевая «бочку», нужно интенсивно грести для того, чтобы пробить носовой частью поток воды и быстро выскочить из неё.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Мы вышли на берег к населённому пункту Матросы, где приготовили наш заключительный обед. После этого уставшие, но счастливые мы отправились домой. Это была приятная усталость – все участники похода осознавали, что смогли успешно преодолеть столь сложный и непредсказуемый маршрут.
Таким образом, за пять дней сплава мы прошли 8 шивер и 14 порогов различной сложности – от 1 до 4 категории. Для нас, как для новичков горных рек – это отличный результат! На пути нас ожидали как живописные пейзажи Карелии, например, порог Кумер, так и сложные испытания – как порог Кеняйкоски.
Кроме того, в походе команда стала по-настоящему сплочённой, каждый был готов помочь, подстраховать и поддержать, когда у другого силы были уже на исходе. У всех участников были свои роли: старший, завхоз и казначей, ремонтник, летописец, фотограф. Особенно хочу отметить выносливость моих юных воспитанников: они стойко прошли все препятствия, никто не испугался, никто не ныл, наоборот – когда на пути долго не встречалось препятствий, говорили: «Скучно, когда так долго нет порогов!».

«Мне понравился этот поход потому, что была и красивая природа, и бурлящие пороги, и оборудованные стоянки. Я бы разделил поход на две части: первая - более спокойная с каменными берегами и вторая - с большим количеством шивер. Вторая часть мне запомнилась больше. Также было интересно плыть через озеро. Я считаю, что ради таких эмоций можно и поехать за тысячу двести километров.»

«Я давно мечтала побывать в Карелии. И вот в этом году моя мечта осуществилась. Мы пошли в байдарочный поход по реке Шуя. Примерно полтора дня у нас заняла дорога до того места, откуда у нас начинался сплав. Места там очень красивые, от красоты захватывало дух. Пороги преодолевать было страшно и интересно, и в целом поход был очень интересным.»

Warning: Undefined array key "icon" in /var/www/u0555169/data/www/gorbatka/wp-content/plugins/elementor/includes/widgets/icon-box.php on line 695

Warning: Undefined array key "icon" in /var/www/u0555169/data/www/gorbatka/wp-content/plugins/elementor/includes/widgets/icon-box.php on line 708

Комментировать

Поделитесь своим мнением

Ваше отношение к теме материала