Дорога, которая нас выбирает

Жизнь

Наши партнеры с Востока убеждены, что дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Не поспоришь. Так важно начать движение вовремя. Так важно не упустить момент, когда твой потенциал может быть востребован. В этом, в каком-то смысле, заключается житейская мудрость.

Дорога, которая нас выбирает

Путь, изменивший ход жизни

Почти 140 лет назад открылось движение по дороге между Ковровом и Муромом. «Сего 14 января 1880 года открыто временное товарное движение по Муромской железной дороге», — доложил императору Александру II министр путей сообщения России Константин Николаевич Посьет. По данным историков, дорогу «Ковров – Селиваново – Муром» строили долго (с 1873 года) и дорого (по смете 1873 года — 3 015 749 рублей, но по факту ещё больше; для сравнения корова в то время стоила порядка 5-7 рублей). Еще несколько исторических фактов: «Муромская железная дорога располагала 13 паровозами, из них 8 были российского производства (Воткинского завода) и 5 — иностранного (берлинской фирмы «Schwartzkopff»). На дороге насчитывалось чуть более 300 вагонов. Для ремонта и обслуживания подвижного состава на ст. Муром были построены паровозные мастерские на 4 паровоза и вагонный сарай на 6 вагонов. Кроме того, имелись паровозные здания на станциях Ковров, Селиваново и Муром — всего на 9 паровозов.

Грузооборот Муромской дороги по обмену с Нижегородской в 1880 году составил около 2,5 млн. пудов. В дальнейшем он быстро и неуклонно повышался. Здесь необходимо отметить, что большинство товаров (до 4/5) шло с Муромской дороги на Нижегородскую. Из Мурома в основном отправлялись товары в Москву и на другие железные дороги страны: Шуйско-Ивановскую, Николаевскую, Московско-Рязанскую и другие. В Муром поставлялись промышленные товары, глина, цемент, пряжа; в обратном направлении — древесина и дрова, хлеб, железо.

Неспешная жизнь под перестук колёс

В 1895 году Муромская железная дорога была объединена с Московско-Нижегородской и Московско-Курской железными дорогами под общим управлением в Москве. В сентябре 1918 года национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения. При образовании Горьковской железной дороги бывшая Муромская железная дорога вошла в её состав.

Дорога «Ковров – Селиваново – Муром» играла заметную роль в годы Первой мировой и Великой Отечественной (одна эвакуация в 1941 году завода из Боровичей на станцию Селиваново говорит о многом), а также в мирные годы. Паровозы, а затем тепловозы, перевозили миллионы тонн грузов и сотни тысяч пассажиров.

В конце ХХ-начале XXI века пассажиропоток между Ковровом и Муромом существенно снизился, в том числе и потому, что на автомобилях или автобусах передвигаться стало намного быстрее, чем на тепловозе. Грузовые перевозки при этом сохранились, и на станциях довольно часто можно услышать приветственный гудок локомотива.

На совещании со сложным названием «Перспективы организации перевозочного процесса на полигоне Екатеринбург – Северо-Запад с учётом планируемой специализации железнодорожных ходов» в Орехово-Зуеве говорилось: «Поэтапное осуществление стратегии специализации ходов с выделением необходимых инвестиций под модернизацию инфраструктуры может занять несколько лет. Но план основных мероприятий необходимо наметить уже сейчас. Прежде всего, в разрезе ключевых дирекций железных дорог, которым прямо с сегодняшнего дня необходимо планировать капитальные ремонты и расходы с учётом намеченных этапов специализации железнодорожных ходов.

В качестве первоочередных мер начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер предложил приступить к осуществлению специализации горьковского и черустинского ходов. Надо переключить пассажирские поезда с черустинского на горьковский ход (по стыку станция Петушки), а грузовые поезда – наоборот, на черустинский ход.

Для реализации новой технологии потребуется электрифицировать участок Ковров – Муром (соединяющий оба хода) протяжённостью около 110 км и выставить соответствующие параметры кривых на горьковском и черустинском ходах».

Что это может дать жителям Селивановского района? Во-первых, надежду на приход новых инвесторов, которые заинтересованы в площадках с железнодорожными путями. Во-вторых, модернизацию инфраструктуры вдоль пути. В-третьих, новые рабочие места, как на железной дороге, так и на потенциальных предприятиях. В-четверых, на электропоезде можно будет доехать и до ВСМ «Москва-Казань» в Ковровском районе, сделать пересадку и с комфортом доехать до Москвы, Нижнего или Казани. В общем, в случае реализации проекта по электрификации, надежды на «второе рождение» нашей «железки» есть.

Дорога, которая нас выбирает

Из Москвы да с ветерком

«Для развития городов и посёлков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями». Правильные слова. Президентом сказанные.

У нашего скромного района, славящегося чистым воздухом, чистым водой и минимальным количеством промышленных площадок, появилась перспектива обрести «точку роста».

Государственная компания «Автодор» планирует к 2024 году построить платную трассу, которая соединит Москву и Казань. 729 километров.  По словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, на строительство трассы «Москва-Казань» уйдёт около 540-550 миллиардов рублей. Глава государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах заявил, что строительство продлится до 2024 года.

Дорога, которая нас выбирает

Время летит быстро и уже сейчас нужно быть готовыми к тем возможностям, которые откроются для Селивановского района и всей Владимирской области, как во время строительства «транснациональной трассы» (наш участок будет частью коридора, соединяющего Европу и Китай). Песок и щебень, бетон и асфальт, а главное люди: рабочие, инженеры, прорабы, водители… Значит, есть шанс, что те, кто когда-то уехали в поисках лучшей доли, вернутся на малую Родину.

Что может быть востребовано в нашем районе после строительства автобана? Базы отдыха или гостиницы, автосервисы или современные заправки, логистические центры или новые предприятия? Возможно всё вышепречисленное. Новая дорогасущественно сократит время в пути. По прогнозам на будущей трассе разрешат развивать скорость до 150 км/ч. Значит, арифметика нам в помощь, до Москвы можно будет доехать часа за 2-2,5. Фантастика, кажется нам. Но ведь несколько лет назад «Сапсаны» и «Ласточки» казались нам чем-то нереальным. «Отставание – вот главная угроза и вот наш враг». Президент очень верно сказал. Уже сейчас надо понимать, каким будет завтра, какие выгоды и риски несет будущее.  

«Развитые коммуникации позволят жителям малых городов и сёл удобно пользоваться всеми возможностями и современными сервисами, которые есть в крупных центрах, а сами небольшие населённые пункты будут тесно интегрированы в общее социальное и экономическое пространство России». Снова цитата. Президента.

Дорога, которая нас выбирает

…В конце позапрошлого века «паровоз пришел на смену крестьянской лошадке». Благодаря этому, жизнь кардинально поменялась. Сейчас мы снова в той точке, которая задаст импульс на многие десятилетия. Время, вперед?

Татьяна Гусарова
Фото из открытых источников