Выпуск 9: СЕЛИВАНОВО

Выпуск 1: Григорий Иванович Способин – гордость, честь и слава наша!
Выпуск 2: Семья Ястребовых
Выпуск 3: Санкт - Петербург. Новгород
Выпуск 4: Путеводная звезда
Выпуск 5: 350 миллионов лет тому назад
Выпуск 6: Где тот край
Выпуск 7: Откуда мы родом?
Выпуск 8: ГОРБАТОВКА

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
знать, у бойкого народа ты могла только
родиться, в той земле, что не любит шутить,
а ровнем - гладнем разметнулась на полсвета,
да и ступай считать версты, пока не зарябит
тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный
снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро
живьем с одним топором да долотом снарядил
собрал тебя ярославский расторопный мужик.
Не в немецких ботфортах ямщик: борода да
рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал,
да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем,
спицы в колесах смешались в один гладкий круг,
только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге
остановившийся пешеход – и вон она понеслась,
понеслась, понеслась! И вон уже видно вдали,
как что-то пылит и сверлит воздух».

Николай Васильевич Гоголь.

В 42 года, врач с академическим образованием, надворный советник Григорий Способин становится предпринимателем и основателем писчебумажной фабрики и посёлка Горбатка. С окончанием строительства фабрики и запуском производства бумаги количество дел у Григория и у его компании не только не уменьшилось, а наоборот - резко увеличилось. Нужно было постоянно решать вопросы, связанные с поставками сырья и нового оборудования, сбытом готовой продукции, совершенствованием производства. Отсутствие систем связи и железнодорожного транспорта сильно усложняло работу Григория и его компании.


«К родным на праздник». Изображение картины русского художника Петра Николаевича Грузинского.

Основным видом транспорта в родном крае в то время был гужевой – колесный летом, санный зимой. Хороших дорог и мостов не было. К тому же людей, проезжающих по дорогам, подстерегали опасности из-за нападения волков и разбойников.


«Нападение разбойников на проселочной дороге». Изображение с картины Павла Осиповича Ковалевского.

Одно из мест в родном крае, где часто случались нападения разбойников, был мост через реку Ушну, располагавшийся на дороге между деревней Высоково с одной стороны реки и деревней Лобаново, деревней Паршова и селом Дуброво с другой (смотри фрагмент карты в предыдущем 8 выпуске «Горбатовка»).


«Шалков» мост. Изображение с картины неизвестного художника.

Он в народе получил название «Шалков» мост. Ведь устаревшее значение глагола «шалить» означало «грабить, разбойничать». Позднее был построен новый мост, но в другом месте. И теперь об «Шалковом» мосте напоминают нам только торчащие из воды полусгнившие опоры.


Станция и общий вид города Ковров. Изображение с почтовой открытки.

Бурное развитие промышленности в России требовало строительства новых железных дорог. Возникла необходимость строительства железной дороги, присоединяющей торгово-промышленный город Муром с пристанью на Оке к сети железных дорог. Был выбран оптимальный для того времени, недорогой вариант её расположения, при котором не нужно было строить мост через Оку. Пунктом присоединения к сети железных дорог был выбран небольшой в то время город Ковров на Московско-Нижегородской железной дороге.


«Ремонтные работы на железной дороге». 1874 год. Изображение с картины художника Константина Аполлоновича Савицкого. Государственная Третьяковская галерея.

Впоследствии город Ковров стал крупным торгово-промышленным центром с железнодорожным узлом. Рассматривался также проект присоединения проектируемой Муромской железной дороги к Московско-Нижегородской железной дороге в городе Вязники. Но этот проект был отклонен, несмотря на то, что расстояние по прямой линии от Мурома до Вязников меньше, чем до Коврова. Ведь при проектировании учитывались и стоимость строительства, и рельеф местности, и планируемое строительство Горбатской писчебумажной фабрики Григория Способина и много других факторов.


Первый вокзал города Мурома. Муромская железная дорога. Изображение с почтовой открытки.

Строительство Муромской железной дороги, как и Горбатской писчебумажной фабрики Григория Способина началось в 1873 году. На строительстве и этой дороги, и фабрики работали наши трудолюбивые предки из близлежащих деревень и сёл. Строили дорогу на деньги из личных сбережений городского головы города Муром Алексея Васильевича Ермакова, муромских купцов и промышленников.


«Две минуты остановки». 1878 год. Изображение с картины художника Николая Дмитриевича Дмитриева – Оренбургского.

Строительство этой небольшой дороги длилось долго, так как строительство велось с применением тяжелого ручного труда, и строители столкнулись с проблемами при отчуждении земель. Было построено всего шесть станций, следующих классов: Ковров – III; Соколово (Эсино) – II; Озеро (Волосатая) – V; Селиваново – IV; Климово (Безлесная) – IV; Муром – II. В 1887 году были открыты платформы Бурцевская и Межище (Сусановская). От станции Муром была проложена ветка к пристани на Оке.


Фото бляхи служащего Муромской железной дороги.

1 октября 1885 года Муромская железная дорога официально перешла в казенное управление. А в 1897 году управления Московско-Нижегородской, Московско-Курской и Муромской железных дорог были объединены. При образовании Горьковской железной дороги бывшая Муромская железная дорога вошла в её состав.


Изображение типичной железнодорожной станции того времени.

Временное товарное движение по Муромской дороге было открыто 14 января 1880 года, а пассажирское – 15 марта этого же года. При запуске дороги в эксплуатацию были выявлены масса недоделок, которые долго устранялись. И лишь 1 января 1881 года Муромская железная дорога была официально передана строителями в эксплуатацию Обществу Муромской железной дороги. В 1881 году Муромской железной дороге принадлежали 13 паровозов, два пассажирских вагона I класса, четыре вагона II класса, десять – III класса и по одному почтовому, почтово-пассажирскому и почтово-арестантскому вагону.


«В добрый путь». Изображение с картины художника Г. Монтегацо.

Станция Селиваново и одноименный поселок сыграли большую роль в развитии Горбатской писчебумажной фабрики и родного края. Ведь, через эту станцию, долгое время проходил основной поток пассажиров и грузов родного края.


Дореволюционная почтовая открытка (открытое письмо) с видом Мурома, написанная бывшей пассажиркой поезда, отправляющегося тогда со станции Селиваново.

На станции Селиваново было построено двухэтажное деревянное здание вокзала. На нижнем этаже этого здания находились билетная касса, буфет и зал ожидания для пассажиров; служебные помещения дежурного по станции, весовщика, товарного кассира. На верхнем этаже здания вокзала размещались квартиры начальника и служащих станции.


Поезд и коровы. Фото И.Авдонина.

У вокзала, где располагались железнодорожные пути, был построен перрон. С противоположной стороны от вокзала был устроен небольшой сквер для отдыха с цветами и скамейками. Здесь же были посажены липы и акации. За сквером располагалось место для привязи лошадей.


Поезд у перрона. Фото И.Авдонина.

Между железнодорожными путями на станции находилось паровозное депо с поворотным кругом для поездов. По другую сторону вокзала, со стороны Коврова, размещались казармы путевых рабочих. Для заправки поездов водой на станции располагалась водонапорная башня, а на случай аварии - два пруда с водой. Рядом с вокзалом был посторен пакгауз. Он состоял из закрытой части, где хранился багаж, и открытой части, где находилось сырье для писчебумажной фабрики (тряпье, макулатура) и стеклозаводов (шихта, битое стекло). Недалеко от станции находилась кузница и почта. Теперь появилась возможность, при необходимости, и подковать лошадей, и воспользоваться услугами почты и телеграфа. За почтой был выкопан пруд, на берегу которого рос раскидистый дуб. В этом пруду купались и стирали белье. После революции за прудом построили новое здание районного исполнительного комитета (РИКа).
Когда Горбатка стала центром Селивановского района и РИК освободил это здание, в нём разместили школу.
Как-то в детстве, приблизительно в пятилетнем возрасте, я со старшими ребятами, отправился прогуляться из Горбатки в сторону станции Селиваново. Ребята решили идти туда по тропинке, расположенной рядом с железной дорогой. За оживленным разговором я не запомнил дорогу. Подойдя к железной дороге, мы услышали гудок и шум приближающегося к нам железнодорожного состава. Вид грохотавшего, выпускающего большие клубы дыма впервые увиденного мною паровоза так удивил меня, что запомнился мне навсегда. Ребята пошли дальше, на станцию Селиваново. А я, потрясенный увиденным зрелищем, решил самостоятельно возвращаться домой. Но я не знал, как до него дойти. Изрядно помучившись, попробовав разные варианты, я, наконец- то, добрался домой. Но, всё, что ни случается, всё к лучшему! Я, почти ничего не помню из того периода моего детства. Но этот эпизод я запомнил навсегда. И впоследствии, когда я перемещался где-нибудь в неизвестном мне пространстве, всегда старался запомнить свой путь и ориентиры, которые помогли бы мне, при необходимости, вернуться обратно.


Чертеж ныне не существующего Нижегородского вокзала в Москве.1872 год

К сожалению, бывшая Муромская железная дорога переживает сейчас не лучшие времена. Теперь по железной дороге из Селиванова до Коврова и до Мурома и обратно ходит только один пригородный поезд с одним лишь вагоном. Большинство людей в родном крае сейчас либо мало ездят, либо ездят на автомобилях. Я много раз ранее следовал по этой железной дороге от станции Селиваново в обоих направлениях. Ездил и на паровозной, и на тепловозной тягах, и, как Григорий Способин, на пассажирском поезде, без пересадок, от Селиваново до Москвы и в обратном направлении.
Построенная Муромская железная дорога коренным образом повлияла на жизнь в родном крае и работу Горбатской писчебумажной фабрики. Исчезли многие транспортные проблемы, связанные с поездками людей и перемещением грузов. По железной дороге доставлялись на фабрику сырье, оборудование, отправлялась готовая продукция её потребителям.
С запуском в эксплуатацию Муромской железной дороги появилась возможность беспересадочной поездки из города Мурома вплоть до Нижегородского вокзала в городе Москва и обратно. С Нижегородского вокзала в Москве оправлялась в свой последний путь до станции Обираловка (ныне Железнодорожная) главная героиня романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Лев Николаевич Толстой писал свои произведения на бумаге Горбатской писчебумажной фабрики Григория Способина. Впоследствии, на бумаге этой же фабрики, печатались его книги.

НИКОЛАЙ УХЛОВ

Продолжение в десятом выпуске.

 

ОБНОВИТЬ 

НИКОЛАЙ УХЛОВ
0 # НИКОЛАЙ УХЛОВ 19.06.2017 13:57
Николай и Александр, спасибо за все хорошее!
Да, были годы, когда в церкви размещались клубы (Дуброво, Копнино), а из камней и кирпичей церквей строили школы (Талызино), Дом культуры и роддом (Красная Горбатка).
К счастью, сейчас многие разорённые церкви восстанавливают , и строят новые.
Анна Ивановна Староверова рассказала нам интересные сведения об истории родного края. Жаль, что её уже нет с нами. Царство ей небесное!
В своем рассказе Анна Ивановна упоминает и о фабриканте Ноак. Дед Анны Ивановны — Цицеров Аким Микитович работал в Матвеевке управляющим у фабриканта Ноак. Многие из нас, отдыхали на хуторе Ноак, в детском лагере «Зеленая поляна. Так, кто он такой, этот Ноак? Читайте о нём в следующих выпусках.
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 11.06.2017 23:56
Источник Святой Праведной Иулиании Лазаревской.
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 12.06.2017 12:29
Родник, святой источник, колодец Праведной Иулиании Лазаревской
На озере, находившемся на лугах, принадлежавших родителям Иулиании, крестьянка обрела чудотворную икону Праведной Иулиании с Житием (89 см на 53,5 см). На месте обретения образовался святой колодец. Икону перенесли в храм села Дуброво, но она вновь вернулась на прежнее место. Тогда ее перенесли в храм погоста Муськово, находящегося рядом с деревней Новое (Новлянка), где поместили за правым клиросом. В 1932–1933 гг. перед закрытием храма она чудесным образом ушла в Лазарево.
В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Храм был в Муськове скоро разрушен. Над святым колодцем воздвигли часовню из красного кирпича. В 1941–1945гг. часовню разрушили, но поставили деревянный столб, который вновь разрушили. После этого Святая Иулиания несколько раз являлась здесь молящейся, вся одетая в черное, «неземного роста», чему есть очевидцы ныне живущие. Спустя некоторое время, мелиораторы решили засыпать святой колодец, но, несмотря на все усилия, тракторист так и не смог подъехать к нему, так как трактор утопал в земле.
Прихожане Благовещенского монастыря в г. Муром, по благословению и с участием игумена Кронида, восстановили святой источник. Установлен новый сруб над родником, очищена купальня и благоустроена территория. 12 декабря, при большом стечении верующих Мурома, Муромского и Селивановского районов, святой источник был освящен священноиноком Благовещенского монастыря о. Филаретом. С двух сторон к святому источнику «накатанная» дорога круглый год. На святом колодце совершается множество исцелений, особенно детей, которых в старину называли «золотушными». Так было до осквернения святыни, и после ее возрождения есть свидетельства исцеления детей от диатеза, что повлияло на воцерковление (крещение) их родителей. После восстановления ежегодно на Духов день совершается крестный ход от храма Святой Троицы с. Дуброво.
Святой источник расположен в лесу, в 3-х км северо-западнее села Дуброво Селивановского района Владимирской области, в 470 м от берега реки Ушна и в 1,5 км северо-восточне е деревни Паршово.
Ответить
Александр Глазунов
0 # Александр Глазунов 12.06.2017 16:47
Рассказ об источнике из уст Анны Ивановны Староверовой - старейшей жительницы с. Дуброво (ныне покойной) в моем материале "Остаться в памяти потомков" http://gorbatka.ru/life/2231-104g
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 12.06.2017 12:21
Удалено.
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 11.06.2017 23:50
Как писал в своей статье "Что в имени тебе моём?" Александр Глазунов Paзбойн ики близ с. Дуброва
"В старину вокруг с. Дуброва росли непроходимые леса, в коих водились муромские разбойники. Если кому-нибудь удавалось благополучно проехать из соседней д. Высоково через эти леса, через Дуброво в соседнее Талызино, то они в Талызине служили благодарственны й молебен." В с. Талызино действительно была церковь. В начале 50 - х годов её разобрали. Часть кирпича была потрачена на постройку Дома культуры в п. Красная Горбатка, а другая часть - на постройку Талызинской восмилетней школы. Школа была построена на месте, где раньше находилась церковь.(В 50-е годы с. Талызино входило в состав Селивановского района)
Ответить
НИКОЛАЙ УХЛОВ
0 # НИКОЛАЙ УХЛОВ 08.06.2017 21:50
Спасибо за комментарии!
Судя по условным обозначениям дорог на картах 1930-х годов, шоссе из Горбатки до Дуброва, проходящее через «Шалков» мост, вдоль берега реки Ушна, было тогда одно из самых лучших в Селивановском районе. Я, посвятил неизвестному художнику картины «Шалков мост» несколько лет назад в социальной сети отрывок из стихотворения Агнии Львовны Барто:
«Ты устал, старый мост,
С деревянной спиной...
Не покинет свой пост,
Не покинет связной».
К сожалению, «Шалков» мост был построен вдали от населенных пунктов, поэтому разбойники и грабители часто выбирали это место для нападения на людей. Этот мост с давних времен связывал многие населенные пункты. Через него проходил кратчайший путь из Горбатки через Дуброво, Талызино, Молотицы, Борисоглеб, в древний город Муром. Рядом с заросшим теперь шоссе, между этим мостом и Дуброво, находится источник Святой Праведной Иулиании Лазаревской, где можно отдохнуть, попить святой воды, напоить лошадей. Несмотря на все старания «варваров», источник Святой Праведной Иулиании Лазаревской избежал уничтожения и забвения, теперь восстановлен. А вот «Шалков» мост, давно разрушился, и мало, кто помнит о нём. Таким коротким путем ездили в Муром наши предки и Григорий Способин. А через много, много лет, на территорию бывшей Горбатской писчебумажной фабрики Григория Способина, на работу из Мурома и обратно, возят людей, но не по кратчайшему, а по длинному пути. Вот как бывает!
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 05.06.2017 22:13
ШАЛКОВ МОСТ. "И теперь об «Шалковом» мосте напоминают нам только торчащие из воды полусгнившие опоры." 02. 07. 2011 г.
Ответить
бывший спортсмен
0 # бывший спортсмен 06.06.2017 09:34
Всему своё время.
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 04.06.2017 10:04
Ответить
Николай Леонтьев
0 # Николай Леонтьев 04.06.2017 09:52
Разбойн ики близ с. Дуброво. Дорога из с. Дуброво на Красную Горбатку проходила раньше лесом, почти вдоль берега р. Ушны, за деревнями Делово и Паршово, и соединялась с дорогой, идущей из с. Малышево, между п. Новлянка и д. Высоково. Жители окрестных деревень также добирались по ней до Красной Горбатки - на велосипедах, лошадях, машинах. В 60 - е годы по этой дороге даже проходил небольшой автобус из д. Кондраково (Муромского района). Дорога была выложена булыжником и имела несколько деревянных мостов. В народе она называлась - "шоссейка". Через реку Ушну был тоже построен капитальный, деревянный мост, который назывался - Шалков мост. А вот почему он получил такое название? В конце 60 - х - начале 70 - х годов в районной газете "Искра Ленина" была помещена заметка, рассказывающая о том, как былинный богатырь Илья Муромец проезжал через эти места из города Мурома в "град Киев". В этой заметке упоминались и некоторые названия. Так с. Дуброво, согласно этой заметке, получило своё название от того, что здесь росли огромные дубовые леса, а вот мост через реку Ушну был назван так, потому-что на нём очень часто "пошаливали разбойнички". Вот так он до 80 - х годов и назывался - Шалков мост. Возможно это и были муромкие разбойники, так как это дорога соединяла Красную Горбатку с городом Муромом. В настоящее время от моста остались одни старые, деревянные свои, торчащие из речного дна.
Ответить
НИКОЛАЙ УХЛОВ
0 # НИКОЛАЙ УХЛОВ 20.05.2017 14:33
Ваилий, спасибо за комментарий и пожелание! Желаю ярких впечатлений!
Да, уже вышло 9 выпусков. Я, столько выпусков, конечно, раньше не планировал. Но когда их стал писать, вжился, почувствовал, что в пяти планируемых выпусках не сумею, даже кратко, раскрыть деятельность Григория Способина. А он, этого достоин. Столько, он хорошего сделал для всех нас! И общаемся мы, здесь, сейчас, тоже благодаря его деятельности. Но, думаю, пора, «закругляться» с написанием выпусков. Планирую, еще написать выпуски о работе фабрики, и о жизни поселка. Ну и, конечно, большое заключение. Эти следующие выпуски, по моему мнению, должны быть самыми интересными, ведь в них будут описаны результаты достижений Григория и наших предков. Многое в них, зависит и от пожеланий читателей. Поэтому, обращаюсь ко всем читателям, пишите, задавайте вопросы.
Хорошо бы, написать и издать более подробную, чем эти выпуски, историческую книгу. Но, времени для её написания у меня, сейчас, просто нет. Быть может, к следующему юбилею Григория Способина ситуация изменится. Александр Иванович Герцен сказал: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому… Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Много книг написано и напечатано на бумаге, изготовленной нашими предками под руководством Григория Способина. А какое духовное завещание оставим потомкам мы?
Ответить
Ваилий
0 # Ваилий 16.05.2017 08:55
У Вас тут скоро на книгу информация наберется !!! :ura:
Удачи и процветаниея!!!
Ответить
До 2018 года 13 дней

ОБСУЖДАЕМЫЕ