Пётр Иванович Покровский

Пётр Иванович Покровский

4 февраля праздник - Собор новомучеников и исповедников русской церкви. Кто они, эти люди?
Это священники и епископы, диаконы и монахи, это и простые крестьяне и горожане, наши прадеды и прабабушки в годину гонений не отрекшиеся от Христа и принявшие мученическую кончину. Среди них священник Пётр Иванович Покровский, строитель храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино и мученик за веру. Он не причислен к лику новомучеников и исповедников, хотя прихожане храма Преображения Господня считают, что это несправедливо. Мы хотим направить эту работу в епархиальную комиссию по канонизации святых.

Предыстория. Храмы на погосте Спас –Железино.

Прежде чем исследовать материалы о личности отца Петра Покровского, мы решили больше узнать о том месте, где проходило его служение и откуда он отправился на свою собственную «Голгофу».
Письменные источники о датах основания погоста не известны. Но местные предания зафиксировал в печатных трудах исследователь Владимирского края, уроженец погоста П.И. Вознесенский (сын местного священника И.Ф. Вознесенского. Е.Семёнова). Вот что он пишет во «Владимирских епархиальных ведомостях» в 1913 году: «Строительство первого храма на погосте связано с повелением царя Ивана Грозного, проходившего со своим войском через это место во время третьего похода на Казань, в знак исцеления его коня от болезни желез на ногах после испития воды из источника во время отдыха здесь. Документально известно из «Царственной книги», относящейся к тому времени, что царь на этот раз выбрал более короткий путь из Владимира на Казань – через Муром. Летописец пишет: «Государь пошел из Владимира июля 10-го в неделю к Мурому; и придя к Мурому того же месяца 13-го, в среду. После постройки деревянной церкви стали селиться здесь люди, и место назвали Спас-Железино, основываясь на факте выздоровления коня». Как пишет П.И. Вознесенский, обыватели до сих пор показывают «царскую дорожку». Летом 2013 года, когда мы были в лагере «Донцы», предполагаемую «царскую дорожку» и находящийся в лесу сруб старинного колодца и родник в нём показал нам настоятель храма иеромонах Силуан в 2013 году.
Еще одна версия возникновения погоста принадлежит В.Н. Грацилевскому, который считал, что «вначале на этом месте было хозяйственное управление находившихся здесь владений Муромского Спасского монастыря, а со временем был построен небольшой монастырек, получивший имя своего хозяина «Спас» ». Такое внимание к затерявшемуся в глухом лесу месту было вызвано освящением нового красивого храма, строительство которого было начато в 1906 году и завершено в 1913 году.
В этом году исполняется 105 лет с момента окончания строительства и освящения самого красивого, на наш взгляд, храма Селивановского района, в честь Преображения Господня на погосте Спас – Железино. Храм стоит в окружении старого леса и своей архитектурой в русском стиле напоминает сказочный терем, построенный из красного кирпича. Именно поэтому его называют «Красным».
Пётр Иванович Покровский – строитель «Красного» храма, просветитель, труженик и мученик за веру Христову. В декабре 2017 году исполнилось 80 лет со дня его мученической кончины. Предлагаем познакомиться с судьбой батюшки, который, как и тысячи новомучеников и исповедников Российских, прошёл дорогой к святости.

Детские годы, учеба, семья.

«Петр Иванович родился 4 января 1874 года в Якиманской Слободе Муромского уезда Владимирской губернии» «Отец его Иван Васильевич Покровский (1848-1905) происходил из духовного звания. Мать, Покровская Евгения Петровна (1850-1889), была дочерью служившего в селе Борисово диакона-псаломщика Петра Кузьмича Лебедева, занималась домашним хозяйством».
Пётр был крещён в местном храме во имя Богоотец Иоакима и Анны. Родители воспитывали детей в православном духе. Пётр с детства посещал храм, родители вели с детьми нравоучительные беседы. После окончания церковно-приходской школы Пётр обучался в Муромском духовном училище.
К 1897 году он закончил и Владимирскую духовную семинарию. Один учебный год отработал учителем Смертинской церковно-приходской школы Вязниковского уезда. Из записи в Месяцеслове узнаём, что «13 сентября 1898 года происходят 2 выдающихся события в его жизни: во Владимире Пётр Иванович рукоположен в диакона и в этот же день обвенчался с дочерью недавно умершего священника храма Преображения Господня погоста Спас –Железино о. Илии Вознесенского Анастасией». (У о. Илии Вознесенского кроме дочери было ещё 2 сына, один из которых протоиерей Александр Ильич был настоятелем Казанского собора в г. Вязники, был дважды репрессирован, погиб в 30-е годы. Другой сын Пётр Ильич Вознесенский был исследователем Владимирского края, выпускником Санкт-Петербургской Духовной академии, часто печатался в газете «Владимирские епархиальные ведомости»). Также из Месяцеслова узнаём, что 14 сентября на праздник Воздвижения Креста Господня в Боголюбовском монастыре с Боголюбово о. Пётр рукоположен в священника.
Когда о. Петр начал служить на погосте Спас-Железино, тот представлял собой небольшое селение с деревянной церковью Преображения Господня, построенной отцом матушки Анастасии. Приход состоял из 7 деревень.
«Крестьяне, жившие на приходе, в основном занимались земледелием, а в зимнее время отходными промыслами: извозом, рубкой леса, плотничеством. Они держались старины и общины, были людьми истинно верующими и хорошо приняли молодого священника, который с первых дней своего служения начал заниматься и благоустройством деревянной церкви, и духовно-просветительской работой.
Отец Пётр преподавал Закон Божий в местной церковно-приходской школе и в земской школе деревни Надеждино, создал детский хор, собирал книги духовно-нравственного содержания, книги для детей. Много ездил с требами по приходу на своей лошади».
Сельский священник нес в массы культуру. Сам любил исполнять на фисгармонии духовную музыку, занимался переплетением книг, имел переплетный станок. Жизнь шла своим чередом, но в конце августа 1902 года от удара молнии «сгорела деревянная церковь Преображения Господня и дьякон Павел Цветаев», кратко записал в Месяцеслове о. Пётр. Этот же случай описал позднее во «Владимирских епархиальных ведомостях» П.И Вознесенский: «при пожаре молодой дьякон о. Павел Цветаев, самоотверженно ринулся внутрь пылающего храма, чтобы спасти Святые Дары с Антиминсом (без которых нельзя совершать литургию), но объятый пламенем, уже не мог выйти обратно».

Труды по строительству нового храма.

На пепелище сгоревшей церкви решено было построить каменный храм из красного кирпича уже с тремя престолами, дополнив в честь святителя Николая Чудотворца. Предыдущий был двухпрестольный - в честь Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери. На строительство требовалось много средств, денег же ни в церкви, ни у прихожан не было. Служить надо было сразу и отец Пётр занимается не только строительством, но и обустройством Никольского храма, который ещё в ХIХ веке начали строить 2 помещика, но из-за распрей между ними, он так не был достроен. После пожара Никольский храм обустроили и первоначально освятили в 1902 году, второе освящение храма совершили в 1910 году после пристройки алтаря» (В советское время Никольский храм был разрушен до основания, каменные глыбы использовались для нужд колхоза. В настоящее время на его месте установлен поклонный крест. При посещении погоста мы с воспитанниками Нравственно-патриотического объединения посещаем это место.
«Для отца Петра начались многотрудные времена: необходимо было продолжать службу и одновременно строить новый храм, а ведь сельский священник вел и домашнее хозяйство, которое было основным источником пропитания для семьи. Но как бы батюшка не уставал, он всегда выполнял домашнее молитвенное правило и детей приучал к этому. В доме было много икон, рядом с изображением Иисуса Христа в терновом венце была фотография Иоанна Кронштадтского, которого батюшка очень любил.»
«И вот 28 мая 1906 года было положено основание новому каменному храму. Для строительства его на погосте был построен свой кирпичный завод. Храм строили всем миром, были и сборщики, ходившие по домам, и жертвователи.
Наибольшее пожертвование пришло от государя императора Николая II – 1000 рублей. До нас дошли имена церковного старосты С.С. Малюшина, местного крестьянина, Куликова И.С., Булгакова П.Г. – бывшего местного земского начальника, много сделавших для строительства храма.
Прихожане возили кирпич, лес, известь. И среди лесов возник красавец –храм, который прихожане стали называть собором, выражая свою искреннюю радость и религиозные чувства. Новый храм был освящен в 1913 году 7 июля. Было много гостей, приглашен хор певчих из с. Никологоры Вязниковского уезда. Настоятель храма отец Петр (Покровский) благодарил всех участников строительства и огласил телеграмму Государю-Императору. Были произнесены речи по поводу торжества, все присутствующие отмечали роль о. Петра в строительстве храма». Об этом событии в месяцеслове отца Петра за месяц июль 1913 года кратко записано: «Освящение храма Преображения Господня». Вот что сказано о храме Преображения Господня в «Книге – описи культурных ценностей»: «Церковь представляет собой характерный памятник культового зодчества официального «русского» стиля, в основе конструктивного решения которого лежит тип древнего крестово-купольного храма. Декор фасадов многообразен. Это уступчатые ниши, сухарики, ширинки, руст, фигурные пилястры». В этом же документе говорится об отсутствии у храма колокольни, но на металлических фермах был подвешен колокол работы знаменитой фирмы «Овчинникова» 19 – начала 20 вв. (Сейчас фермы сохранились, а колокола нет). Старожилы говорят о том, что колокольню не построили, так как началась 1 мировая война.
За усердное служение церкви отец Пётр был удостоен многих наград. Вместе с матушкой Анастасией они вырастили и воспитали пятерых детей, двое из которых погибли в годы Великой Отечественной войны, защищая Родину. В своих детях отец Пётр воспитывал терпение, смирение, призывал их не ожесточаться.

Послереволюционные годы. Мученическая кончина.

Отец Петр был далек от политики, даже после революции 1917 г. эту тему он в своих проповедях не поднимал, но волна репрессий докатилась и до российской глубинки. В деревне Теренино появились приезжие люди, которые сумели склонить сельчан из бедноты и активистов из милиции на раскулачивание семьи отца Петра, что и было сделано: «конфисковали имущество, изъяли продовольственные запасы. Одна женщина даже предложила разбить трюмо, чтобы досталось всем по кусочку. Говорили о скорой высылке семьи. За семьёй батюшки было установлено наблюдение. Отцу Петру было запрещено Богослужение. Во время приезда Владимирского агента ГПУ, были отобраны церковные ключи. Семью священника все избегали. Но после статьи Сталина в 1929 году «Головокружение от успехов» народ встрепенулся и даже заговорили о возобновлении службы. Это было сделано, но ненадолго. По доносу отца Петра арестовали в октябре 1930 года и выслали в Вологодскую область.
В 1933 году он вновь служит в храме, забыв все обиды. В помощь настоятелю дали второго священника Ивана Желудкова. Они вдвоём совершали ежедневные службы. Но 18 ноября 1937 года о. Петра внезапно арестовывают прямо в церкви, не разрешая проститься с семьей, предъявляют обвинения в контрреволюционной деятельности и увозят навсегда. Ему вменяют в вину заговор церковников, которым якобы руководил священник храма Пресвятой Троицы из Дуброва Селивановского района Александр Александрович Болотов (расстрелян в 1937 году). Следом был арестован и расстрелян и священник Иван Желудков, служивший вместе с отцом Петром. По постановлению тройки НКВД по Ивановской области П.И. Покровский подвергнут высшей мере наказания – расстрелу, который и был приведен в исполнение 16 декабря 1937 года в Иванове». Хоронили убиенных на кладбище Балино. Это версия официальная. Ее озвучил внук отца Петра Владимир Павлович Покровский на основании документа. Но даже в его воспоминаниях описана якобы «легенда» о смерти о. Петра: когда его везли на Горбатку, замучили по дороге и захоронили на местном кладбище. Эту версию подтвердила работавшая в 30-е-40-е годы уборщицей в местном НКВД Елена Емельяновна Агапова (1913-2014). «Мне рассказывал конюх Сергей, он из Кузнецов, а фамилию я не помню. Что отца Петра арестовали в 37-то году, а до Горбатки и не довезли, то ли издевались над ним, он по дороге и умер. Похоронили тишком на Плющихе (местное кладбище). А всё равно многие об этом знали. У меня в сороковом году умерла дочь – младенец и её могилка была рядом с отцом Петром, в центре где-то. А потом война и на кладбище всё заросло, и уж я не могла найти могилки-то. Жалко батюшку, да что делать, время было такое».

Этот вопрос так и остаётся открытым. Косвенным подтверждением является отсутствие фотографии на документах. Посмертно о. Петр был реабилитирован и родственникам были принесены извинения, но … матушки Анастасии уже не было в живых, она умерла в 1969 г., дети жили с клеймом детей «врага народа». Но правда всегда восторжествует.

Я рада, что узнала о священнике с большой буквы, добром пастыре, отличном семьянине, строителе храма, мученике за веру Христову отце Петре Ивановиче Покровском. До сих пор его имя не причислено к лику святых новомучеников, но я уверена, что это произойдёт.
В храме Преображения Господня есть уголок, посвящённый отцу Петру, а на кладбище появился Поклонный крест в память всех священников, служивших в храме Преображения Господня в том числе и отца Петра Покровского. Этот крест был установлен воспитанниками Нравственно-патриотического объединения во имя Дмитрия Донского первоначально в 2007 году и обновлён в 2015. Ежегодно во время лагерной смены «Донцы» мы приезжаем на погост и убираем у креста, вспоминаем о священниках, служивших в этом храме.
В Благовещенском женском монастыре г.Вязники открыт памятник «Скорбь», где на доске выбито имя отца Петра Покровского.
Проводя экскурсии на погост Спас - Железино мы знакомим людей и с судьбой священника – мученика.

Е. Семенова
Воспитанница Нравственно-патриотического объединения во имя Дмитрия Донского

Л.А. Артемьева
Руководитель Нравственно-патриотического объединения во имя Дмитрия Донского

 

Добавить комментарий

Сообщения появляются после проверки.
Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии без объяснения причин.

ОБСУЖДАЕМЫЕ

комментарии