Семья Ястребовых

Выпуск 1: Григорий Иванович Способин – гордость, честь и слава наша!

«До тех пор, пока мы не познаем своей
Родины и пока это знание не распространится
в массе народа, мы не будем в состоянии
воспользоваться теми средствами, которые
предоставляет нам природа и население нашей
страны, и будем бедны, потому что невежественны».

К.Д.Ушинский

Кто же они: родители, братья и сестры Григория Способина?

Отец - Иерей Иоанн (Иван) Васильевич Ястребов.Священник деревянной Тучковской церкви Владимирской Божией Матери с начала 1820-х и до середины 1840-х годов. Родился в 1792 году. В сан священника произведен 3 декабря 1814 года.
Жизнь Ивана Васильевича была нелегкой. Ему приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом и бороться с раскольничеством в селе. Он был и духовным наставником, и учителем, и советчиком, и помощником в решении многочисленных проблем сельской жизни. Умер 21 августа 1853 года.

Мама - Наталья Алексеевна Ястребова. Родилась в 1794 году. Работала по хозяйству, учила и воспитывала детей. В трудных условиях сельской жизни, в глухомани, родила и сумела воспитать исключительно умных и трудолюбивых детей. Умерла 19 августа 1853 года.

Обратите внимание на дату смерти супругов Ястребовых. Иван скончался через день после смерти Натальи.
Родители сумели создать образец дружной трудолюбивой семьи, в которой старшие до конца своей жизни учили, духовно и материально помогали младшим.
Я впервые узнал о родителях Григория и о нем самом, когда еще в юности побывал на месте их захоронения у Тучковской церкви. Церковь и захоронение были разорены. У сильно заросшего кустарником, поверженного гранитного надгробия супругов Ястребовых вандалами была вырыта глубокая яма подкопа. Недалеко от могилы Григория Способина находился поваленный памятник. Во всей округе я не видел такого старинного захоронения, с непонятными мне надписями на нем. В 2002 - 2003 годах, при активном участии священника Тучковской церкви Владимирской Божией Матери Игоря Пичугина, под руководством генерального директора Селивановского машиностроительного завода Александра Ивановича Видонова, рабочие завода благоустроили и привели в порядок это место захоронения.


Место захоронения Григория Ивановича Способина и его родителей в селе Тучково.

Братья и сестры. Всего в большой семье Ястребовых было семеро детей (три сына и четыре дочери). Все три сына были известными личностями. Дочери, выходя замуж, меняли девичью фамилию, и проследить их дальнейшую судьбу через много лет очень непросто.

Иван - старший сын. Родился в селе Тучково Судогодского уезда в 1821 году. В 1830 году его отдают на обучение в Муромское духовное училище.


Здание, в котором располагалось Муромское духовное училище.

В 1836 году он был переведен во Владимирскую духовную семинарию и в 1842 году заканчивает обучение в ней.


Здание, в котором располагалась Владимирская духовная семинария.

Учился он очень хорошо. Но уже во время учебы Иван понимает, что служба на духовном поприще не его призвание. И в 1843 году он становится канцелярским чиновником. С конца 1843 и до февраля 1845 года Иван был редактором «Владимирских губернских ведомостей». Он написал ряд интересных статей о духовной жизни народа. Вот что он написал в заметке «Мысли» на странице «Владимирских губернских ведомостей»: «Говорят: «человечество совершенствуется и идет вперед». Может быть, для земли и времени; но для неба и вечности, оно идет назад. Первенствующие христиане так тесно были соединены между собою узами святой любви, что имели все общее. «Всё моё – твоё», - мог сказать христианин первенствующей церкви своему брату, - «и твоё – моё». Теперь не так: многие готовы и сказать, и сделать это «твоё – моё», но все моё, это, непременно, только моё. Где же тут совершенство христианской любви? Настанет время, когда любовь, по слову Спасителя, у многих совсем иссякнет. Куда же идет человечество, назад или вперед? Подумайте без самообольщения и гордости и скажите…».
В 1847 году он получил чин губернского секретаря и, может быть, стал бы высоким чиновником, но деловая встреча с одним богатым человеком круто изменила всю его жизнь. Иван был исключительно дельный, неподкупный и безукоризненно честный человек. Поэтому этот богатый человек обратил на него внимание. Он пригласил его к себе на работу в Петербург, предоставил квартиру, назначил ему большую зарплату. Я сознательно не написал фамилию этого богатого человека, так как сведения о нем планирую написать в следующем выпуске. Иван прожил всю свою жизнь холостяком и посвятил её заботам о своих родителях, братьях и сестрах. Он не пропивал и не прогуливал свои заработанные деньги. Не строил роскошные дачи и дворцы, не покупал драгоценности, а постоянно материально помогал родным. Содержал Григория, когда тот учился, выдавал сестер замуж и всем им после смерти оставил богатое наследство. Наверное, и гранитное надгробие его родителей в селе Тучково изготовлено и установлено на его деньги. Как человек в высокой степени разумный и образованный, он любил умных людей. Умер Иван Иванович в 1862 году.

Дмитрий - второй ребенок. Родился в 1823 году. Тоже, как Иван, окончил в 1844 году Владимирскую духовную семинарию. Единственный из братьев, выпускников Владимирской духовной семинарии, стал священником. В 1845 году - он священник села Переборово Суздальского уезда. В 1853 году - служит священником в селе Аргуново Покровского уезда. В 1864 году он выведен за штат. В 1867 году Дмитрий направлен на службу в Томскую епархию.

Авдотья - третий ребенок. Родилась в 1824 году. Судя по сведениям из исповедных росписей вышла замуж за священника Тучковской церкви Федора Аристова, который служил в этой церкви после её отца Ивана Васильевича Ястребова.

Любовь - четвертый ребенок. Родилась в 1828 году.

Прасковья - пятый ребенок. Родилась в 1831 году.

Александра - самый младший ребенок в семье. Родилась в 1835 году.

Григорий - предпоследний ребенок в семье. Его окрестили через день после дня рождения - 17 января 1832 года. Восприемниками (крестные отец и мать) были брат Дмитрий (9 лет) и сестра Авдотья (8 лет).


Дети летом в деревне. Раскрашенная фотогравюра. Шерер, Набгольц и К.

Григорий с детства познал все тяготы сельской жизни. Чтобы прокормиться семья священника содержала свое хозяйство. Приходилось пахать и сеять, выращивать урожай на своем участке земли, содержать домашний скот. В реке ловили рыбу и раков. В лесу собирали грибы и ягоды. На зиму заготовляли припасы. В неурожайные годы едва удавалось собрать семена. Даже в благополучные годы своего хлеба не хватало. Медицинской помощи в селе практически не было. Старшие дети заботились и помогали младшим. Священник и его жена учили грамоте своих детей. Между обучением и помощью родителям появлялось немного времени пошалить, порезвиться, побегать и поиграть в бабки. В раннем возрасте Гриша изучал при свете лучины азбуку, учился писать гусиными перьями. У детей священников в те годы был небольшой выбор своего места в жизни. Большинство из них после обучения в духовных заведениях становились священниками. Начальное образование дети в возрасте 7-8 лет в течение двух лет получали в церковно-приходских школах. Обучение в уездных духовных училищах сроком шесть лет давало его воспитанникам возможность поступать в духовные семинарии. Шестилетний срок обучения был и в духовных семинариях. Такие полные циклы обучения, длительностью 14 лет, прошли Иван и Дмитрий во Владимирской духовной семинарии. Григорий же уже в юности показал себя одаренным учеником и прошел этот цикл обучения за 12 лет.
За удивительные способности все три брата в семинарии получили искусственную фамилию - Способин.
Владимирская духовная семинария считалась одной из лучших. Она готовила приходских священников, но при слабом развитии светской школы многие её воспитанники становились учителями и чиновниками. Лучшая часть семинаристов шла в высшие светские и духовные учебные заведения.
Григорий горячо любил родной край, но его «притягивало» новое, неизведанное.


Владимир. Успенский собор.

Впервые увиденные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли поразили его своим величием. Старший брат Иван был в его жизни примером для подражания.
Григорий понимает, что служба священника тоже не его призвание. И после двух лет обучения во Владимирской духовной семинарии он подает прошение на поступление в другое учебное заведение. 27 августа 1847 года он получает на это свидетельство.
Владимирский край был провинцией, но провинцией близкой к Москве и не очень отдалённой от Петербурга. Как было указано ранее, Иван - старший брат Григория - переезжает из губернского города Владимира на работу в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Как Вы уже догадались, туда же едет и Григорий. И мы тоже отправляемся вслед за ними.

НИКОЛАЙ УХЛОВ

Продолжение в третьем выпуске.

 

ОБНОВИТЬ 

Сергей
0 # Сергей 22.10.2016 16:28
"...бороться с раскольничество м в селе". Интересно как Иван Васильевич БОРОЛСЯ с раскольниками сельскими? Какая судьба этих страдальцев за их убеждения? История объективная в Российской империи гласит, что карательные методы были жестокие :( .... очень жестокие. Просто интересно что сделал служитель религ.культа с нашими земляками? Если выжили дети страдальцев, то что с ними и их потомками.
Ответить
Николай Ухлов
0 # Николай Ухлов 23.10.2016 17:01
Сергей, спасибо за интересный вопрос!
Сведения, дошедшие до нас о событиях в селе Тучково того времени, довольно скудные. Но, кое-что известно. Например, в архиве Владимирской духовной консистории хранился исторический документ 1828 года. Согласно этому документу, священнику села Тучково Ивану Ястребову разрешается приобщить Святой Тайне, пожелавших крестьян раскольников.
В разные времена, боролись с раскольниками по-разному. Но, они сумели выжить, уезжая заграницу, скрываясь в лесах… Многие их потомки, и теперь, староверы. По моему мнению, Иван Ястребов понимал это. Несмотря на то, что это очень трудно, он старался переубедить раскольников путем пропаганды. И этот документ, свидетельствует , что у него это получалось.
Ответить
Валентина Сошитова
0 # Валентина Сошитова 22.10.2016 15:16
Уважаемые собиратели и хранители истории нашего края, Николай Ухлов и Вадим Гоглов! Спасибо вам за интереснейший материал! Он ценен для многих людей, как для взрослых, так и для подростков.
Просто не каждый пишет комментарии.
Один из старшекласснико в нашей Красногорбатско й средней общеобразовател ьной школы задал вопрос:" Почему в поселке нет ничего в память о его основателе - Григории Ивановиче Способине?" Его это по-настоящему волнует. И наши краеведы - старшеклассники ищут любые источники о Способине Г.И. и о его родственниках.
В областной библиотеке ребята нашли статью Способина Г.И. "Верное средство от обжега" во Владимирских Епархиальных ведомостях №9, 1883 года. А также, сведения о его брате Способине И.И. в "Материалах для библиографическ их словарей" - составитель А.В.Смирнов, выпуск 3, Владимир, 1898 год - "Уроженцы и деятели Владимирской губернии".

В школьном музее уже много лет хранятся фотографии бумажной фабрики, материалы о ее истории. Об основателе фабрики и поселка - материал ищем.
Спасибо Вам большое за Ваш труд и за возможность получения новых знаний об истории нашей малой Родины.
С уважением, учитель МОУ "Красногорбатск ая СОШ" - -Валентина Сошитова.
Ответить
вадим гоглов
0 # вадим гоглов 23.10.2016 19:16
Валентина!Прост ите, не знаю Вашего отчества.Извини те меня,за мой резкий комментарий, по поводу края.Думал это равнодушие,но ошибся. Спасибо,Вам,что прививаете ребятам,любовь к родному краю.А ваш сайт''Горбатка ru',наверное лучшей в области.
Ответить
Николай Ухлов
0 # Николай Ухлов 23.10.2016 16:59
Многоуважаемая Валентина! Спасибо за информацию, вопрос, и работу по обучению молодого поколения!
Комментарии к выпускам, вдохновляют меня на написание новых интересных статей об истории родного края.
Вопрос об увековечивании памяти Григория Способина, поднимался многими. Меня, он тоже волнует. Я, планирую в одном, из заключительных выпусков, затронуть эту тему.
В следующем выпуске, я планирую привести сведения, еще об одном документе медицинской тематики, написанном Григорием Способиным.
Молодцы, старшеклассники краеведы, которые ищут и собирают материалы для школьного музея, изучают материалы об истории родного края!
Ответить
Николай Ухлов
0 # Николай Ухлов 20.10.2016 21:24
Вадим Михайлович, и Сергей, спасибо комментарии!
Да, времена, описываемые здесь, очень давние. Но, если очень постараться, то в архивах можно найти нужные сведения тех лет. Я, «раскопал» семь поколений своих родственников. А Аркадий Гоглов - 17!
Надеюсь, что в последующих выпусках, проявится еще больший интерес к информации, указанной в выпусках. Ведь, в будущих выпусках появятся сведения о фабрике и поселке при ней. И времена будут описаны, менее отдаленные от нашего времени.
Ответить
вадим гоглов
0 # вадим гоглов 18.10.2016 16:16
Уважаемые жители Селивановского края!Где ваша инициатива?Ни одного комментария.А ведь это для вас писал книгу священник Аркадий Гоглов.Для вас сейчас готовит издать свою книгу, ваш земляк писатель,истори к,краевед, Николай Васильевич Ухлов,подключай те своих бабушек и дедушек,помогит е ему в его исследовательск ой работе.Не будте ''иваноми не помнящеми родства;,
Ответить
Сергей С.
0 # Сергей С. 19.10.2016 20:39
Вадим! Мы читаем. Нам интересно. Но наши бабушки и дедушки вокурат к 40-м годам прошлого века поврослели. А здесь события начинаются в 18 веке. Ну нет уже таких бабушек. Да и не все родом из местных краев!
Ответить
вадим гоглов
0 # вадим гоглов 20.10.2016 16:30
Сергей!Вы правы,нет уже очевидцев того время.Но возможно остались их фотографии.У моего деда и бабушки в с Тучково до войны сгорел дом и все фотографии,,вот и потерялась связь времен. В детстве и молодости нам не интересны родовые корни,когда становимся старше начинаем по крохам их собирать,-это в лучшем случае,а в худшем кусаем локоть,но не достать нам его.
Ответить

ОБСУЖДАЕМЫЕ

комментарии