ИСТОРИЯ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ СЕЛИВАНОВСКОГО МАШЗАВОДА

Дорогие посетители нашего сайта и все, кто интересуется историей Селивановского края! Представляем вам уникальные воспоминания об истории детских яслей п. Красная Горбатка, написанные Навойчик Валентиной Петровной, которая руководила яслями с 1947 по 1968 год. Редакция сайта выражает огромную благодарность заведующей библиотекой-филиалом № 2 Сизовой Тамаре Геннадиевне за предоставленный материал, и Колгашкиной Любовь Егоровне — директору музея машзавода за предоставленные уникальные фотографии.
В публикации максимально сохранен стиль оригинала воспоминаний.

Пишу о детских яслях из опросов бывших сотрудников Красногорбатских детских яслей и старожилов поселка Макаровой А. Ф., Бирюзовой К. П. и др.

«Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом»
Д. Локк

По рассказам первой заведующей детскими яслями Ямкиной (Вороновой) Александры Дмитриевны, которая в возрасте 25 лет взялась за организацию детских яслей в поселке Красная Горбатка еще в 1919 году, первые ясли размещались в доме бывшего фабриканта Дыхни, что на улице Садовой, 37, где сейчас живут семьи Бибениных, Пелевиных, Соловьевых. Она приняла помещение и оставшееся имущество фабриканта по акту от комитета бедноты. Имущество состояло из мебели, ковров, дорожек, постелей, посуды и хозяйственного инвентаря. Не пригодная для детских яслей мебель была передана рабочему клубу бумажной фабрики. По мере увеличения количества детей, ясли переселялись в несколько зданий.
Продуктами питания ясли обеспечивались из города Судогда, которые доставлял на лошади Макаров Иван Егорович, муж ясельной медсестры Макаровой Александры Феофановны. Александра Феофановна, совместно с заведующей яслями, вела воспитательную работу, хозяйственные дела, помогала няне Захаровой Прасковье Спиридоновне, которая жила по улице Пролетарская в доме 11.
В числе первых воспитанников этих яслей были Трантина Клавдия Алексеевна — бывший кредитный инспектор Госбанка, Фирсова (Грачева) Татьяна Яковлевна — работала воспитателем в детском комбинате Селивановского машзавода, Волкова (Ухина) Анфиса Васильевна — работала секретарем в районном суде, Трантин Авинир Николаевич — работал заведующим автогаража в Селивановском машзаводе и другие.
В 1921 году детские ясли были переселены на улицу Пролетарскую в дом № 16 в котором после жили семьи Васильевых, Тарасовых и Львовых. Здесь заведующей работала Станпилевич (Шишова) Мария Григорьевна. В 1923 году детские ясли снова перевели в дом врача по ул. Пролетарская, где потом был размещен районный детский сад № 1. Ясли занимали первый и второй этажи левого крыла, а детский сад все правое крыло. Но это помещение не могло удовлетворить потребность в устройстве детей и встал вопрос о расширении яслей.
В 1929 году были открыты еще одни ясли по ул. Октябрьская в доме, где потом жила семья Безрукова И. С. Этими яслями заведовала Львова (Грачева) Мария Яковлевна.
По мере роста населения на Горбатке потребность в устройстве детей в ясли росла, и мест снова не хватало. Встал вопрос о строительстве типового здания для яслей.
В 1936 году за счет средств поссовета было выстроено бревенчатое здание по проекту тех лет на 40 мест (две группы) по улице Красноармейская, 14. Строили это типовое красивое здание братья Гудины — Николай и Алексей Матвеевичи. Отделочные работы велись под руководством техника-строителя Трунина Евгения Илларионовича.

Вначале ясли были не полностью укомплектованы детьми и поссовет решил закрыть детские ясли по ул. Октябрьская, а детей перевести в новое здание.
Первой заведующей этих яслей была Калинина Анна Алексеевна, вскоре она уехала работать в Волосатовские ясли и передала руководство Зайцевой Анне Михайловне, которая тоже проработала недолго и перешла в артель инвалидов. В 1941 году ясли приняла эвакуированная из Латвии Белинская Софья Вениаминовна.
После окончания войны в 1945 году ясли приняла Кочеткова (Шишкина) Анна Федоровна, краснокрестовская ясельная сестра. Она проработала в должности заведующей до 30 января 1947 года.
Первого февраля 1947 года, не имея медицинского образования, я приняла эти ясли № 1 Селивановского райздравотдела.
Ясли после войны имели бедную материальную базу — детское белье, постель, хозинвентарь, посуда и мебель были изношены. Хотя по смете средства на эти цели были, но в местных магазинах в продаже нужного инвентаря еще не было.
Дети ели пищу из банок из-под консервов большими столовыми ложками.
В день моего приема яслей в детских групповых комнатах температура была + 4°С, все дети были одеты в пальто и меховые шапки. Запаса дров не было, на территории двора лежали огромные чураки, и их не более трех кубометров, а ведь дрова кололи няни, они же и печи топили. Няни, повара и прачки носили воду от водокачки на коромыслах, каждая на свой участок.
По смете детей числилось 80 человек, а в тот день, когда я принимала ясли, присутствовало 32 человека. Если кто-то из родителей имел хоть малейшую возможность, детей оставляли дома, на самые большие холода.
В здание холод проникал со всех сторон — с окон и стен, с пола и потолка. По халатности персонала окна вовремя не были закрыты, даже на шпингалеты, и поэтому не утеплены, от оконных рам замазка отваливалась, заваленки вокруг здания отвалились, щепа на крыше сгнила, снег задувало на потолки, а когда он таял, то подставляли корыта, ведра и др., чтобы вода не лилась на пол.
Такое состояние помещения и материальной базы требовало максимума сил, энергии и желания, чтобы поправить создавшееся положение, улучшить пребывание детей в яслях, создать, по-возможности, приемлемые условия труда персонала и спокойно трудиться на рабочих местах матерям.

«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления»
У. Филлипс

Персонал яслей был трудолюбив, энергичный на добрые дела, отзывчив.
По штатному расписанию числилось 19 человек:
Зитта Варвара Осиповна — врач
Александрова Валентина Петровна — старшая сестра
Макарова Александра Феофановна — детская сестра
Куприна Анастасия Прохоровна — детская сестра
Александрова Евдокия Васильевна — детская сестра
Сухарева Татьяна Георгиевна — детская сестра
Подряднова Прасковья Дмитриевна — детская сестра
Храмова Анастасия Алексеевна — детская сестра
Зеленина Елена Ефимовна — прачка
Крылова Наталья Петровна — счетовод
Бирюзова Ксения Петровна — повар
Шкатова Любовь Павловна — судомойка
Коляскина Валентина Федоровна — сторож
Зайцева Анна Александровна — няня
Зинякова Анна Алексеевна — няня
Сучкова Нина Ивановна — няня
Синицына Галина Петровна — няня
Маркова Мария Лаврентьевна — няня
Навойчик Валентина Петровна — заведующая детскими яслями

Старшая сестра, фельдшер Александрова Валентина Петровна, групповые сестры закончили краснокрестовские краткосрочные курсы, поэтому воспитательная работа с детьми не проводилась, культурно-гигиенические навыки у детей отсутствовали, дети были замкнуты от слабости развития. Врач Зитта В. О. говорила: «Главное для детей здоровье и питание, а остальное со временем придет».
Приступив к работе, ознакомившись с наличием посуды и инвентаря, я увидела, что с таким состоянием дела очень затрудняется работа персонала с детьми. Я обратилась к заведующей райздравотдела Ермолаевой Вере Ивановне с просьбой о получении наряда на посуду, но она мне объяснила, что такого наряда добиться очень трудно и посоветовала обратиться в поссовет о выделении наличных средств яслям согласно смете для приобретения посуды в Москве. Председатель поссовета Иван Яковлевич Цыбин разрешил получить 15 тысяч рублей в госбанке. Взяв с собой профорг яслей Сучкову Нину Ивановну, мы поехали в Москву. В Москве мы купили пластмассовую чайную и столовую посуду (фарфоровой в продаже не было), купили кухонную посуду, большие наплитные баки, ковер для ползунков, скатерти на столы для приемных комнат и материал для оконных занавесок.
В марте этого же года мы купили фарфоровые тарелки в Волосатово в обмен на картофель, так как посуда продавалась на заготовки. Пока мы оформляли документы, наш поезд до Селиваново ушел, и мы несли посуду на плечах до самых яслей. Это было 8 марта 1947 года, а в 1948 году облздравотдел выделил яслям частично фарфоровую и эмалированную посуду, немного детского и постельного белья, медицинских халатов. Таким образом, детские ясли постепенно пополнялись необходимым инвентарем.
Но вот пришла весна, зазвенела капель не только на улице, а и в детских групповых комнатах, особенно с южной стороны, пошел дождь с потолков, и мы по капли подставляли всю имеющуюся посуду. В период таяния снега на крыше мы пригласили представителей от райздравотдела, райисполкома и поссовета, просили помочь в выделении средств для ремонта крыши и завалинок. Средства были выделены частично. Заменили щепу на крыше, проконопатили пазы по всему зданию, отремонтировали завалинки и прачечную.
Внешне здание было красивое, если смотреть со стороны роддома, взору представляется дом с огромными окнами, а звенья имеют размеры в целый лист стекла, зимние веранды в сплошных стеклянных окнах, на веранды были входы с крыльцами с южной стороны и из детских групп. Площадь веранд и групповых комнат была соблюдена согласно нормам на одного ребенка.
Земельный участок вокруг яслей не облагорожен, не было никаких насаждений, не было и участков для игр детей. Общий забор был ветхий и во многих его пролетах изломанные доски образовывали дыры, через которые дети свободно проползали на улицу. Старшая сестра яслей, групповые сестры и няни переживали, что с детьми негде гулять, что они гурьбой ходили вокруг здания или расходились по всей территории яслей. Персонал только и делал, что собирал детей, поэтому отказывались от прогулок на свежем воздухе и гуляли с детьми на зимних верандах.
Мы со старшей сестрой и профоргом яслей решили идти в райздравотдел, райисполком, райком партии и поссовет с просьбой о выделении яслям деловой древесины, чтобы переработать ее на штакетник и прожилины для постройки забора. После долгих просьб и мытарств наконец нам выделили на корню 50 кубометров еловой древесины. Теперь нужно было найти рабочих свалить, распилить, стрелевать и увезти на лесозавод для разделки, с учетом того, что должно хватить материала на изгороди для двух детских участков. Но было трудно найти рабочих по сходной цене. Рабочие просили дорогую плату за трелевку и погрузку древесины.
Мы со старшей сестрой провели с персоналом совещание, на котором объяснили положение с доставкой древесины, просили помочь всех в этом нужном и тяжелом деле. Персонал предложил свою помощь поочередно, в нерабочее время ездить в лес трелевать и грузить древесину. О важности этого дела все понимали. Таким же методом проводили заготовку дров в зиму с привлечением родителей.
К ясельному участку с северной стороны примыкал земельный участок площадью 0,7 га. Мы стали просить поссовет о присоединении этой земли к ясельному участку, но председатель отказал нам, несмотря на то, что в послевоенный период были указания Министерства сельского хозяйства СССР о наделе земельных участков детским учреждениям для организации подсобного хозяйства.
Будучи в командировке в Москве, я обратилась в Министерство здравоохранения по вопросу приобретения детской мебели и попутно просили помощи на присоединение земельного участка к яслям. Начальник культурно-бытового отдела назвала мне номера приказов Министерства, где сказано о введении подсобного хозяйства во всех детских учреждениях, где позволяют условия и площадь. Вернувшись из Москвы, я сразу обратилась к председателю райисполкома тов. Федору Игнатьевичу Журухину, который указал председателю поссовета о неправильном отношении к организации подсобных хозяйств в детских учреждениях.
Итак, земельный участок ясли получили. К этому времени был разработан материал для забора, мы заключили договор с плотниками, которые сразу взялись за работу за плату по шесть рублей за погонный метр, эти же плотники и выгородили и два участка для игр детям.
Теперь персонал яслей легко вздохнул — наконец у детей будет место для игр и отдыха. Но впереди нас ожидало множество дел, — нужно было заложить цветники, посадить огород, иметь фруктово-ягодный сад. Снова пришлось просить персонал яслей, активистов-родителей, а затем и всех родителей о помощи. В марте 1947 года на заседании ясельного Совета приняли Решение: «Всем родителям отработать 8 часов на благоустройстве территории яслей». Я со старшей сестрой посоветовались с персоналом, как и где лучше спланировать цветники, грядки для овощей, участок под картофель и место для посадки фруктово-ягодных насаждений. Мы поставили колышки, где наметили посадить деревья, на листе бумаги сделали зарисовки цветников и грядок под овощи, занялись поиском семян цветов и овощей. Родителям поручили рыть ямы под деревья, копать землю под овощи. Когда земля была готова, я с профоргом и старшей сестрой пошли по деревням Высоково, Ершово, Тучково с протянутой рукой за отпрысками черной смородины, вишни, сливы, малины и земляники. В Тучково, вдобавок к фруктово-ягодным присадкам, нам дали еще и сирени.
Той же весной все было посажено, все прижилось и зазеленело. Весна была влажная и поливки почти не требовала, все пошло в рост.

Родители после работы в саду, огороде и на детских участках. Среди них — Мальгина Н. И., Горлова Т. И., Перепелкина Е., Павельева Е. И., Голубева Л. И., Ро А. С., Шуваева К. А., Бикинева В. И., Хорошева В., Горбунов В. С., Силантьева О., Яшина В. А., Крючкова Г. Т., Шкатова Т., Романова З. И.

Теперь внешний вид земельного участка выглядел нормально. Здание после ремонта тоже выглядело привлекательнее. Но переступив порог этого внешне красивого здания, осмотрев все внутри его, очарование исчезает. Взору представляются большие светлые детские комнаты и приемные с глубоко прочерневшими пазами, в каждой комнате стоят громадные голландские растрескавшиеся печи, неокрашенные мебель, окна, двери и полы. Игрового материала для детей в яслях не было, поэтому не было никаких игровых уголков. Педагогических пособий и литературы по воспитанию детей тоже не было, руководства по воспитанию в яслях тогда еще не издавали. Сестры-воспитатели рассказывали детям сказки, кто какие знал. Ясельной работы я тоже совсем не знала.

1947 год. Выпуск детей в детский сад. 1 — Манохина Мила, 2 — Кашин Витя, 3 — Свережева Валя. Во втором ряду слева — Фролов Слава. Персонал — Навойчик В. П.- зав. яслями, Александрова В. П. — старшая сестра, Куприна А. П. — групповая сестра

Методической литературы достать где-либо не удавалось, из облздравотдела прислали несколько писем по привитию у детей культурно-гигиенических навыков и по санитарному просвещению, а также прислали сценарий к первомайскому утреннику. Ранее праздники в яслях отмечались только выдачей детям гостинцев, их вручали родителям без каких-либо пакетов или кульков. В состав гостинцев входили конфеты, печенье и два вареных яйца.
Присмотревшись к работе персонала с детьми и уходу за ними, мы со старшей сестрой Валентиной Петровной Александровой решили сначала проработать методический материал самим, а затем проработать его с сестрами-воспитателями, заинтересовать их. В то время дети в яслях были до четырех лет, что почти соответствовало работе с детьми младшей группы детского сада, и мы стали изучать по разделам материал дошкольной программы младшей группы. Сестер познакомили с элементарными сведениями ухода за детьми, режимом работы, игровой деятельностью и культурно-гигиеническими навыками. Сестры заинтересовались программой и говорили, что стоит только захотеть, нужное переписать, и нам будет легче работать.

«Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может»
Г. Мурей

В 1949 году меня первый раз вызвали на трехдневный семинар заведующих дет. яслей Владимирской области в г. Владимир. Этот семинар проводила методист облздравотдела Наталья Петровна Шестакова, он же организовала продажу методической литературы, где я купила «Руководство по воспитанию детей ясельного возраста» издания 1948 года. Это было первое пособие по воспитанию детей. По приезду из Владимира мы все взялись изучать разделы руководства. Но все групповые сестры были малограмотными, записать нужное не умели, а книга была одна на всех. Мы стремились к познанию и чаще прорабатывали разделы, убеждали сестер, что постепенно все получиться, запомниться, нужно поверить в себя, захотеть постичь трудное. Мы, обе Валентины Петровны, решили не отступать и добиваться выполнения намеченной цели, сначала научиться самим, а затем учить других.

«Прежде всего воспитатель сам должен быть воспитан»
К. Маркс

Групповые сестры жаловались, что их четырехлетки ничего не умеют, ходят не гуськом, если надо, а гурьбой, не умеют ходить парами, прыгают кое-как (в яслях по штатному расписанию музыкального работника не было). Мы их успокаивали и решили провести как эксперимент утренник ко дню Советской Армии, чтобы показать персоналу, что и четырехлетние дети кое-что могут. Мы с сестрами подобрали несколько песенок, игр и плясок с атрибутами — шапочками, флажками, пилотками, на которые наклеили красные звездочки, сделали бумажные самолетики, которые на нитках спустили с потолка, на оконных занавесках наклеили вырезанные из бумаги танки. По количеству детей сделали пакеты для гостинцев, на пакеты наклеили красные звездочки.
Утренник проводили без музыканта, игры и танцы сопровождались под пение работников яслей. Родителям и персоналу утренник понравился.

Персонал дет. яслей, вверху — Нина Сучкова (няня, она же профорг), Нюра Жижина, Валерий Навойчик, Подряжнова П. Д. — медсестра, Зайцева А. А. — повар, Зинякова А. А. — няня,
Внизу — Макарова А. Ф. — сестра, Сухарева Т. Г. — сестра, Александрова Т. Г. — старшая сестра, Навойчик В. П. — заведующая, Кочеткова А. Ф. — сестра

С наступлением весны стали готовиться к утреннику, посвященному Первому Мая.
На улице стало тепло, солнце стало светить и греть по-весеннему, вот-вот должны были появиться нежные зеленые листочки на вековых березах — единственной красоты яслей с восточной стороны здания. Вокруг здания, прогретая солнцем, зазеленела мелкая трава. Греет солнце землю, готовит к севу, приему семян в свои объятья.
В такие благоприятные дни как взрослым, так и детям хочется подольше быть на воздухе, а режим требует порядка. Дети плачут, упираются, когда их заводят в комнаты. Как только на участках просохло, и прогрелась земля, мы с детьми старались проводить максимум времени на воздухе, и когда позднее были построены веранды, то летом дети питались и спали там. Первое время для грудных детей выносили на детский участок манеж, затем ковры. Манеж ставили в тени под березами, чтобы дети не перегревались на солнце, так как малыши все время были в движении; они с радостью ползали и ходили у барьера манежа.
После того, как весь земельный участок обнесли забором, мы решили по всему периметру высадить березы вперемешку с русским кленом. Всего было высажено 110 деревьев, но часть из них не отродилась из-за засухи, носить воду для полива было очень тяжело. Осталось всего 57 деревьев, в том числе 32 березки.

1948 год. Персонал дет. яслей. Первый ряд — Русакова П. Г., Зеленина Е. Е., Сучкова Н. И., Синицына Г. П., Сухарева Т. Г., Зинякова А. А., Второй ряд — Куприна А. П.,Журухина М. Ф., Навойчик В. П., Мальгина П., Макарова А. Ф., Третий ряд — Коляскина В. А., Бирюкова К. П.
На заднем плане — дом Петрушина И. И.

Весна и лето 1948 года были очень жаркими, а воды не было. Сейчас (в 1977 г.) осталось от всех насаждений всего 8 штук. Им уже 29 лет. Они являются свидетелями былой красоты фруктово-ягодного сада яслей, который не нарушался до 1960 года, пока ясли пользовались земельным участком. Затем администрация детского комбината машзавода на месте фруктового сада построила кухню, прачечную, сарай и овощехранилище, вот так все насаждения были безжалостно уничтожены.
В те 1947 и 1948 годы родители, во главе в председателем ясельного совета Шкотовой Татьяной Леонтьевной, делали казалось бы невозможное, на все дела больше всех откликались женщины-матери Кашина Анна Павловна, Миронова Анна Михайловна, Манохина Ксения Васильевна, Пронина Анна Семеновна, Фролова Анна Федоровна. Эти женщины остались в войну без мужей и трудились везде за двоих, как на основной, так и на общественной работе, показывали всем пример, понимали важность создания надлежащих условий детям.
В числе выпускников яслей 1948 года: Кашин Виктор Додиевич,1944 года рождения, слесарь РМУ Селивановского завода; Сидоров Семен Михайлович, музыкальный работник детского комбината машзавода; Червякова (Бурматова) Нина Ивановна,1944 года рождения, закончила Владимирское медучилище, работала акушеркой в роддоме; Соколова (Парамонова) Валентина Александровна 1943 года рождения, работала паспортисткой в ЖКО завода; Адрианова (Манохина) Эмилия Витальевна 1943 года рождения, работала инженером-технологом машзавода; Павлов Владимир Алексеевич 1944 года рождения, окончил военную академию, работал в Москве и др.
Многие наши выпускники разъехались по всей стране. Кто хотел, тот добился исполнения своей мечты, получил образование и работал на любимой работе.
Медицинское обслуживание детей осуществляла врач роддома Варвара Осиповна Зитта, которая ввиду своей загруженности, работала не каждый день, на полставки. Затем в яслях работала врач-инфекционист Королева Александра Петровна. С 1949 по 1965 год работала врач-педиатр Токмачева (Журухина) Мария Федоровна. Она внесла в ясли культуру, проводила занятия с сестрами по уходу за детьми. Иногда сама вела прием детей в фильтре, чаще других врачей проводила медосмотр детям и персоналу. Многому научила меня и старшую сестру Шишкину Нину Федоровну.

Врач яслей Токмачева М. Ф. проверяет здоровье Лены Шнягиной

В те годы, как известно, дети меньше болели, несмотря на то, что детей в ясли принимали с двухмесячного возраста. Может быть они не были изнежены, или имело значение пребывание и сон на свежем воздухе, и жизнь проводили в деревянном здании? Я не помню случая, чтобы наши дети болели воспалением легких, даже тогда, когда группа больных корью находилась круглосуточно в яслях. Мария Федоровна этим больным детям отдавала максимум внимания.
После того, как были выгорожены детские участки, встал вопрос о приобретении детского оборудования для игр. На эти цели поссовет выделил средства, на которые мы заказали песочные ящики с навесами, столики, диванчики, качалки и качели. Теперь почти все дети были заняты делом и играми.

Малыши катаются на качалках на территории детского участка

Когда «маленький» фруктово-ягодный сад был заложен, мы решили посадить садовую клубнику, но земля, на которой до этого сажали картофель, была истощена, её нужно было удобрить органическими удобрениями (тогда еще химикатами не удобряли). Я решила обратиться к Вере Ивановне Ермолаевой и главврачу районной больницы Свережеву Михаилу Васильевичу. Яслям выделили два воза перегноя. Присадки купили в Муромском питомнике и посадили в переработанную удобрениями землю. На следующий год дети уже на десерт получали свои ягоды, чем сотрудники и родители были очень довольны.

Зав. яслями делится опытом посадки клубники.

В центре — зав. детским садом машзавода Никкель В. Г.

Чем больше мы делали, тем больше казалось дел.

«Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их»
Сенека-младший

Теперь встал вопрос строительства закрытой веранды. Я привезла из облздравотдела чертежи, по которым была построена крытая застекленная веранда, здесь в теплое время дети находились целый день, принимали пищу, водные процедуры, спали. Персоналу было труднее, но дети блаженствовали. Все мы поняли, что если есть желание, то можно многого достичь.
Постепенно работа с детьми налаживалась, но и усложнялась одновременно. Облздравотдел стал направлять в ясли медсестер со средним образованием. В 1950 году прислали сестер Бритову Нину Ивановну и Лапину Нину Васильевну. Взамен ушедшей старшей сестры Александровой В. П. на эту должность направили фельдшера Петрушину Александру Ивановну.

Игра с флажками. Первая слева — Ружицкая Люда.

На радость персонала и родителей первого октября 1950 года ясли были переданы в ведение Селивановского машзавода № 12. В Приказе Министра легкой промышленности, вышедшем в послевоенные годы, говорилось: «Если в детском учреждении воспитываются дети рабочих, занятых на предприятии легкой промышленности более, чем 50%, то такие учреждения переходят в ведение легкой промышленности». У нас детей рабочих машзавода было более 60%.
С переходом в ведение машзавода, все мы сразу же почувствовали заботу и помощь его администрации. В то время директором машзавода был Николай Николаевич Калугин, это был культурный, внимательный и отзывчивый человек; если видел в просьбе пользу для детей, исполнял ее. Николай Николаевич сам часто приходил в ясли, спрашивал, как идут дела, в чем нужна его помощь. Заместителем директора был Андрианов Алексей Николаевич, он также, чем мог, оказывал помощь яслям. Интересовался работой яслей и главный инженер завода Алев Юрий Георгиевич. Трантин Авинир Николаевич, бывший председатель завкома оказывал материальную помощь для приобретения необходимого инвентаря и игрового материала.

1950 год. Персонал дет. яслей.
Первый ряд — Мельникова А. Г., Маркелова З. Ф., Шишкина Н. Ф., Шуваева К. А. с сыном, Подряднова П. Д. Второй ряд — Шкатова Т. — Председатель родительского Совета,
Лазарева Л., Бритова Н. И., Журухина М. Ф., Навойчик В. П., Куприна А. П., , Синицына Г. П.

Приемная комиссия от завода и райздравотдела были удивлены нашей бедности и предложили мне составить список и заявки на мягкий и жесткий инвентарь и сдать в отдел снабжения завода. Через некоторое время Главк прислал наряд на дешевый лоскут для детского белья, на постели, посуду, на теплые спальные мешки, чулки и обувь. Ясли постепенно создавались запас инвентаря, частично удалось заменить мебель. В ноябре 1950 года в детские учреждения завода приехала начальник жилищно-бытового отдела Главка Николаева Анна Васильевна. Она была поражена убожеству наших яслей, видом больших светлых комнат, стены которых не были даже оштукатурены и зияли почерневшими пазами. Во время беседы в канцелярии яслей она откровенно сказала, что не представляла себе, что еще имеются такие бедные учреждения. На следующий день она пригласила меня в детский сад машзавода, где заведующей работала Валентина Георгиевна Никкель. Николаева А. В. предложила нам приехать в конце ноября в Главк с письмом от машзавода, чтобы дополнительно к смете получить средства для приобретения всего необходимого, но при условии, что мы сможем использовать их до конца декабря 1950 года. Мы заверили ее, что приложим максимум усилий, чтобы реализовать средства. Когда мы приехали в Москву, т. Николаева выделила для наших яслей и детского сада по 20 тысяч рублей.

«Сила воли есть один из главнейших признаков гения»
В. Г. Белинский

От такого внимания к нашим детским учреждениям мы воспряли духом и тут же стали просить наряды на детскую мебель, которую изготавливала Костерёвская мебельная фабрика. Нам дали наряды на детские обеденные столы, стульчики и на шкафы для детской одежды. Вся мебель была изготовлена из бука. На оставшиеся средства мы приобрели в райздравотделе пеленки, ползунки, костюмчики из вельвета для мальчиков, платьица для девочек, медицинские халаты и хлопчатобумажные ткани.
В 1951 году Главк выделил яслям дополнительно к смете 15 тысяч рублей. Теперь наши малыши преобразились — на низ было красивое белье и одежда. Персонал и родители радовались нашим переменам. Материальная база яслей выросла до уровня городских, но помещение яслей все еще было в неприглядном состоянии, все здание требовало капитального ремонта. За это взялся ОКС (Отдел Капитального Строительства) завода. В первую очередь покрыли крышу шифером на основном здании, затем построили бревенчатую прачечную, а старую прачечную приспособили под кухню. Кухню вынесли из основного здания, помещение кухни перепланировали под изолятор на 5 коек с отдельным входом. Все детские комнаты, приемные, коридоры, панели и окна окрасили масляной краской. С вводом в яслях изолятора для его обслуживания пришлось просить дополнительный персонал. Теперь нам учли в штатном расписании сестру для изолятора, полставки завхоза, няню, полставки прачки и полставки кастелянши. Персонал увеличился с 19 до 23 человек, потому что детей по норме должно быть 40 человек, а фактически ясли посещали 83 ребенка. Ясли детьми были переуплотнены.

Игра в воде с надувными игрушками. Слева направо — Куршова Валя, Пашукова Люда, Букина Таня, Бикинева Наташа.

В 1951 году в ясли прислали дополнительно сестру со средним медицинским образованием. Это была Филиппова (Шишкина) Нина Федоровна, молоденькая хрупкая девушка, казалось, что ей бы в куклы играть, а она пришла воспитывать детей. Нина Федоровна вначале очень стеснялась, боялась, что не сможет работать с коллективом. Но постепенно, познакомившись с детьми, режимом дня, руководством и родителями, овладев некоторыми знаниями, стала уверенней в себе. С первых дней Нина Федоровна интересовалась всей работой яслей, она старалась прислушиваться к старшим, положительно реагировала на замечания, читала все инструктивные письма облздравотдела, старалась понять и выполнять всё рекомендованное.

Силы напрягши свои, подниматься из бездны всё выше — вот что достойно труда"
Марон Вергилий

На все общественные дела Нина Федоровна была отзывчива, многие годы принимала активное участие в художественной самодеятельности. Она обращала на себя внимание своей способностью запоминать всё нужное, невозможно было не заметить ее демократического характера, она не стеснялась сказать человеку в глаза, если тот в чем-то был неправ.. Вот почему, когда 1954 году ушла из яслей старшая медсестра Шуваева К. А., выбор пал на Нину Федоровну. 15 февраля 1954 года был издан приказ по яслям о назначении Нины Федоровны Филипповой старшей медсестрой яслей Селивановского машзавода. Нина Федоровна всю трудовую жизнь проработала в наших яслях, она была способным, трудолюбивым, отзывчивым и честным товарищем. Часто, в отсутствии врача, она — врач, в отсутствии заведующей, она — заведующая. Что касается яслей, она могла ответить на все вопросы. За эти качества ее уважали родители, персонал и администрация завода. Вот так, напрягая силы и ум, человек может достигнуть невозможного на первый взгляд.
Затем в ясли прислали еще одну сестру со средним медицинским образованием — Маркелову (Волкову) Зинаиду Федоровну. Таким образом, на каждой возрастной группе уже было по одной медицинской сестре. Теперь пришло время изучать руководство по воспитанию детей и требовать выполнения его разделов, привлекать к изучению и младший медицинский персонал.

Дети знакомятся с цветами. В отсутствии сестры дети играют

с завхозом Мельниковой А. Г. и заведующей Навойчик В. П.

Продолжение следует...

 

Добавить комментарий

Сообщения появляются после проверки.
Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии без объяснения причин.

ОБСУЖДАЕМЫЕ

комментарии