ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

К середине 60-х годов минувшего столетия весь мир охватила «битломания». Знаменитая ливерпульская четверка сделала революционный прорыв в мире рок-музыки. Молодежь того времени во всем мире подражала «битлам» - носили прически, одевались как они, подражали их манерам. Массово создавались различные группы, некоторые из них продержались довольно долго, некоторые вспыхнули и быстро погасли. И хотя бывший Советский Союз стоял особняком в этом мире (информация о «Битлз» всячески умалчивалась, как идеологически вредная для молодежи), битломания все же не обошла стороной и нас. Конец 60-х – начало 70-х годов ознаменовались созданием целого ряда ВИА – Вокально-Инструментальных Ансамблей – как их тогда называли в СССР. Состав большинства ансамблей был практически одинаковый, как у «Битлз» - ритм-гитара, бас-гитара, соло-гитара и ударные. Ансамбли росли, как на дрожжах. Самые успешные, такие как «Норок», «Веселые ребята», «Поющие гитары», «Добры молодцы» и многие другие коллективы доносили на своих концертах для советских зрителей песни «враждебной заграницы». В конце 60-х годов первые ВИА появились и на Красной Горбатке, хотя в те времена у нас в поселке и слышать не слышали о «Битлз». Одним из основателей ВИА в нашем поселке был Юрий Данкман. Предлагаю его рассказ о том, как все начиналось и переросло в его самое наверное большое увлечение.

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

“Это был 67-й год… Я закончил школу, 8-летку, поступил в техникум, Василий Сухов, мой напарник по музыке, окончил 10-летку, у нас разница в возрасте 1,5 года была. Тогда уже отец мой (Абрам Израилевич Данкман) перед уходом с должности директора заводского клуба на работу в редакцию районной газеты приобрел электроинструменты – электрогитару, две ленинградских акустических, гавайскую гитару и электроорган «Ионика» Муромского завода. При клубе организовали оркестр, которым руководил тогда Женя Шалухин, играли Анатолий Травкин, по-моему - Журавлев, Савельев и Перелетов Володя. Но компания у них была очень тяжелая, руководителя толкового не было, на танцах они почти не играли, концертов не было. Дом Культуры вообще стоял мертвым памятником, все было в заводском клубе. Тогда практически изоляция была от Запада, о том, что Битлз был, мы знать не знали, знали только что Майя Кристалинская, Эдуард Хиль пели, вообщем, навязывали то, что было нужно государству, было тяжело, и было все интересно, крайне интересно. И вот когда появился на Горбатке ажиотаж гитарный, начали песни Высоцкого петь, в продаже появилась вдруг пластинка ансамбля «Электрон». Тогда мы впервые услышали, что такое электроинструменты, их звучание. Начали искать гитары. У нас был такой Василий Нестеренко, он играл великолепно на семиструнной гитаре, где-то он нам помог, где-то мы сами достали старые гитары. Подъем у грифа страшный был, играли - пальцы все порезанные в кровь. Но кроме «барэ» ничего не знали, начали воровать немножечко аккорды у Нестеренко, тогда же начали сочинять первые песни:
«Однажды лунной ночью
я сказал тебе, что люблю,
но ты засмеялась, подумав наверно,
что я шучу, что я просто шучу…».

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО Потом постепенно мы узнали как аккорды берутся – маленькая звездочка, большая, лестница и другие. В то время песнями дворовыми была увлечена вся молодежь, их пели повсюду, как например «Колокола». И вот когда мы «Электрон» услышали, посидели, выделили бас-гитару, ритм, соло. Я начинал играть соло, Василий подхватывал у меня ритм, но пришли к тому, что нет басиста. Мы мальчики тогда уже довольно взрослые были, а вот Володя Сухов пришел, ему 13 лет было. Я говорю, - Ну давай попробуем. Достали гитару, начали учиться. Он выучил наизусть бас-партию, до этого вообще не умея играть на гитаре. Мы поймали соседа, Колю Егорова, посадили в подъезде – Ну послушай, как звучит. Он рот раскрыл – «Как на радио!». У нас появился энтузиазм, мы начали переделывать на новый лад практически все, что слышали, накопилось порядка где-то около 30 вещей за три месяца. Нам нужна была уже сцена. Мы знали, что электроинструменты в клубе уже есть, знали, что играл клубный ансамбль архиплохо. Но подойти к ним было бесполезно, - нас считали шпаной с улицы, участники был гораздо старше нас, самыми молодыми там были Травкин Толя и Перелетов Володя. И мы пришли в фойе клуба с тремя гитарами, сели под дверью. А них репетиция – ругаются, кричат – Да ты не то берешь! - и т.п. И пауза у них какая-то образовалась, я говорю, - Давай, начинаем! - и пошли играть: одну вещь – тишина, вторую – тишина, когда дошли до «Дома восходящего солнца» за дверью спрашивают – «Эй, кто там на бас-гитаре играет?». Я говорю – Володя Сухов. - Кто?! Это вот этот маленький?! И они всей компанией вывалились, мы им весь репертуар сыграли, и в первую же субботу мы уже играли на сцене. Одеться не во что было – Василий ходил в одном-единственном свитере, я тоже, тогда все в «клешах» ходили, модно было. Ну и параллельно в Доме культуры занимались ребята – это Саша Пикин, Боря Васильев, Слава Чернышов, Володя Евдокимов. И я знал, что они играли, и очень интересно играли. Но они почему-то начали передирать у нас наши песни, потому что мы тогда с Василием уже некоторые вещи свои имели, например «Луну»:
Тихий вечер плывет,
Холод ночи неся,
Мы с тобою идем,
В лунном блеске ты вся…

Мы тогда еще на семиструнке играли. И я как-то подкараулил Сашу Пикина, как он играл что-то свое, и я подсмотрел его аккорды. Пришел домой, взял эти аккорды, - а они не звучат! Потом я уже осмелел, к нему подошел, он старше меня гораздо был. Я говорю: - Вот Саша, я у тебя тут подсмотрел, - показываю ему – А почему не звучат? А он – Так строй-то другой! Вот тогда он мне рассказал про шестиструнный строй. Я в три дня выучил шестиструнку, пришел к ребятам, долго уговаривал их, но научил. Они моментально перешли – насколько стало гармоничней, полней аккорды звучать стали. Стали играть. У них ансамбль «Ритм» назывался, наш мы назвали «Новый ритм». Ездили с концертами .Но сначала мы чисто инструментальные вещи играли. Мы на Горбатке королями ходили, потому что все только у нас на вечерах были. И вот в следующем году, 1969-м, на Новый год приходит народ - полный зал. А репертуар у нас хоть и обновлялся постоянно, но был он все-таки монотонным. Глядим, к 12-ти часам народ распался, никого нет. Ну мы до пол-первого посидели, закрываем. Говорят – вот что-то там в Доме культуры. Мы пошли, выступает ансамбль «Алые паруса» - Вова Евдокимов, Слава Чернышов, Вова Березовский, за органом Саша Пикин. 

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

Они все в париках, и они исполняли «Битлз». Мы вообще тогда не слышали «Битлз», не было нигде его, по «Голосу Америки» разве что поймаешь и все. Вся программа – песен 30 – все были на английском языке, Саша очень хорошо на английском разговаривал, и вокал был великолепный. И я понял, что надо начинать по новой, я услышал, что такое Вокально-инструментальный ансамбль. 

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

Пикин был очень хороший музыкант. Учился он в Ивановском медицинском институте, последние годы работал в Петушках врачом. Недавно он умер. Тогда он впервые привез гитару «Музима», мы на нее смотрели тогда как на сказку.

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО И вот после этого мы начали петь. Но подошло то, что должно было подойти – Василия Сухова забрали в армию. И вот тут у меня как руки отрубили, все закончилось, все для меня как-то скомкано стало и неинтересно.. Мы уже играли так, с ленцой, ну надо было вечером – мы отыгрывали, на концерт съездить - ехали, но не было уже такого интереса, тяжело стало играть.
Когда Василия не стало, мы поменялись - Володя Сухов на «Олимпус» сел, на бас вынуждены были посадить Володю Перелетова, он как баянист был может быть хороший, а в остальном очень слабым музыкантом, но вынуждены были держать его. Толя Травкин у нас на электрооргане играл, и на нем басовую партию выделял. И вот услышали мы, что троица там какая-то появилась в ДК. Там тогда никого уже не было – «Алые паруса выступили и разъехались учиться, встречались только на каникулах. И спустя год в Дом культуры приезжают три брата – братья Костиковы Валентин и Борис и их двоюродный брат Пчелкин Коля - очень грамотные музыканты, профессионалы. Боря сидел на ударнике, Валентин играл на органе – что он выделывал на этой «Ионике» - это сказка, а Коля, который раньше никогда не играл на гитаре, стал на бас-гитару, ему достаточно было узнать аппликатуру, знать ноты – и это все, чтобы с ходу заиграть на бас-гитаре. И я первый переметнулся в ДК. Они меня приняли сразу на соло-ритм, потом на бас меня посадили, Потом Травкин к нам перешел, и уже началась здесь работа, но работа тоже чисто инструментальная, солисты были из местных, горбатские. Коля Пчелкин – это человек, который за месяц выучил игру на саксофоне, за два месяца освоил гитару полностью, начал нас учить. Здесь тогда негде было учиться, только в конце 60-х, перед моим призывом в армию, появилась музыкальная школа. В день моей мобилизации, когда меня в армию призвали, из заводского клуба пришел в ДК и Володя Сухов. Там уже не с кем было заниматься, а здесь были настоящие профессиональные музыканты. Перед самой мобилизацией я познакомился с Женей Минькиным – будущим руководителем «Экспресса». Я его привел в ДК в тот день, когда меня провожали в армию. Тогда он учился в музыкальной школе по классу баяна. Я представил его – Вот, -говорю, - хороший бас-гитарист, и мы тогда впервые сыграли «Шизгару». Это был на Новый год 1971-й год. И Женя влился в этот коллектив. Потом Коля Пчелкин женился и уехал в Тулу и там продолжал играть в Тульской филармонии в ансамбле «Самояры», а руководителем ВИА стал Женя Минькин, который после окончания музыкальной школы продолжил обучение во Владимирском культпросветучилище. ВИА назвали «Экспресс».

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

На электрооргане играл пришедший в ДК Володя Мальцев. Мне в армию присылали фотографии и даже магнитозаписи этого коллектива, но прошло столько лет, и не знаю, возможно ли воспроизвести эти магнитные ленты, страшно трогать. Но было бы неплохо попробовать оцифровать их, тогда бы мы смогли послушать, как играл «Экспресс».

Воспоминания Юрия продолжает Владимир Сухов:

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

«ВИА «Экспресс» гремел здесь очень сильно, мы были суперпопулярны, постоянные концерты, выезды по району, по области, вокал отлаженный был. Стали писать свои песни на стихи моего брата, Василия Сухова. С песней «Площадь памяти» мы ездили на фестиваль комсомольско-молодежной песни во Владимире и стали лауреатами. Фрагменты этой песни показывало Владимирское телевидение и транслировало Владимирское радио. На заводе во время обеденного перерыва тогда включали музыку, и Иван Чернышов, работающий на радиоузле, все время запускал записи «Экспресса», и все на заводе слушали их. После того как «Экспресс» распался – уехал Женя Минькин, перешли в клуб Толя Травкин и Сергей Романов, я много поработал, и в ДК поработал руководителем, тут был такой ансамбль «Век», очень серьезный ансамбль играли в нем Саша Маркелов, Виктор Зотов, Миша Ямкин, Толик Колотухин, они тоже ездили на областные фестивали, занимали призовые места. Работал и в клубе леспромхоза и других коллективах. Это были уже 80-е годы. Это был период, когда музыкальная жизнь на Горбатке бурлила, ансамбли конкурировали между собой, был выбор. В клубе была группа «Авенс», играли там Сережа Романов, Толя Травкин.

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

В те годы судьба свела меня с Андреем Жестковым - тоже своего рода профессионалом был. Впервые увидел его еще когда я играл в клубе леспромхоза, ему лет 12 было и он приходил на каждую репетицию. Говорю ему - А ты на чем играешь? А он учился в музыкальной школе по классе баяна. Говорит - Я на гитаре хочу. А у нас клавишника не было, я его посадил, он что-то сразу наиграл, я говорю - Ну-ка, ну-ка, нет - гитара подождет, а вот на клавиши ты сядешь. И до последних лет его жизни мы с ним так и шли бок о бок, работали во многих ансамблях.

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

А закончили играть мы в 1986 году, мы тогда  уже в заводском клубе работали. К тому времени в ДК все группы уже развалились, стали проводиться дискотеки, живой музыки не стало. Мы стали не востребованы.
А лет десять назад Юрий вернулся на Горбатку. У него был БАМовский период в жизни, когда он увлекся бардовскими песнями, был лично знаком со многими известными бардами и равных ему по исполнению бардовской песни на Горбатке не было. А мне захотелось пред этим опять все снова начать, Васины песни вспомнить и исполнить. Пришел я к Дмитрию Старшинову - он класс гитары преподавал-, говорю, -Давай попробуем. Стали играть пока двоем, говорю- басист нужен, веду Андрея Жесткова, Юрий приехал, к нам присоединился. Сначала без клавишных играли, а потом когда уже первый концерт был на День поселка, пригласили Владимира Федоровича Мальцева, Анатолия Владимировича Травкина - это особый товарищ, сколько он для культуры Селивановского района сделал, как никто и был очень грамотным музыкантом. На ударных ему просто равных не было. Назвали мы тогда наш ансамбль «Блюз-бенд». И вот мы решили продолжать играть. Сейчас группа наша называется «Танцплощадка». Иногда собираемся вместе .выступаем на праздниках поселка. Кто-то ушел из коллектива, кто-то пришел, а вот мы с Юрием все эти годы вместе. Я пишу свои песни, исполняем вещи и из старого репертуара. На всех концертах стараемся исполнять Васины песни – «Площадь Памяти», «Землянину», «Мой поселок Красная Горбатка». С этой песней получилось так, что была и его музыка, а я ее просто не успел услышать – Василий рано ушел из жизни. Юрий слышал ее за два года до его смерти, но не помнит, ее Василий пел ему, когда он приезжал, они у Вани Чернышова были. Ваня записывал ее на магнитофон, но по его словам он потерял эту запись. И я сочинил новую музыку и теперь исполняю ее.»

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО От автора:
Разумеется, что в воспоминаниях Ю. Данкмана и В. Сухова упомянуты не все ВИА, существовавшие на Горбатке в конце прошлого века. Например очень интересный коллектив был в заводском клубе, назывался он «Rubber Soul» и руководил им Борис Королев. Они записали несколько магнитоальбомов, может быть они у кого-нибудь и сохранились? Много фактов могли бы вспомнить Анатолий Травкин, Сергей Романов, Сергей Шмелев, который в своем письме в программу СТ написал: «Ни для кого не секрет. что история Горбатки очень интересна всем, кто хоть раз сталкивался с красотой этого замечательного места, я уже не говорю о жителях... И эта история существует где-то на полках хранилищ Дома культуры, а именно: выступления наших ребят музыкального коллектива (сейчас не могу вспомнить название) в те, ныне далёкие времена 1991 – 1998 года, на площади- участники Шмелёв Сергей, Мочалов Гера, Серёга – Рыжик, Старый (ныне руководитель коллектива «…..» в Доме культуры – он точно знает, он точно помнит, он точнее сможет рассказать ) и т.д. Огромная просьба, даже просьбища давайте вместе займёмся историей, ведь это так увлекательно и удивительно.....Это наша жизнь Это наша история Это мы!!!!!» Так что если у кого есть, что написать, что вспомнить – пишите, присылайте фотографии, может у кого-то есть музыкальные записи – приносите в редакцию gorbatka.ru – это бесценные документы, поделимся ими со всеми нами!

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

В центре – Владимир Сухов, слева – Евгений Минькин

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

ВИА НА КРАСНОЙ ГОРБАТКЕ. КАК ЭТО БЫЛО

 

Обновить 

Инесса
0 # Инесса d.m.Y H:i
Здравствуйте!
А песню "Луна" в Москве и сейчас поют.
Reply
Владимир Герасименко
0 # Владимир Герасименко d.m.Y H:i
Как же так. Невозможно поверить. Только сейчас его нашёл. ..........
Reply
Владимир Герасименко
0 # Владимир Герасименко d.m.Y H:i
Очень интересно было прочитать эти исторические рассказы.. Спасибо Владимиру Сухову и Юрию Данкману. Я как раз тот из Бамовской жизни Юрия Данкмана. К сожалению не имею с ним никого контакта. Буду рад если поможете с ним связаться.
Reply
Александр Глазунов
0 # Александр Глазунов d.m.Y H:i
К сожалению, Юра умер этой осенью...
А видеоверсию беседы с ним и В. Суховым можно посмотреть по ссылкам:
drive.google.com/file/d/0Bz0hR3-wZ7PYemxGR0ZMRFRtbEU/view?usp=sharing

drive.google.com/file/d/0Bz0hR3-wZ7PYTDhiMHJFVlpCak0/view?usp=sharing
Reply
Владимир Герасименко
0 # Владимир Герасименко d.m.Y H:i
Александр. А кто нибудь у него в Горбатке остался из родных?
Reply
Александр Глазунов
0 # Александр Глазунов d.m.Y H:i
ответил Вам на почту
Reply
Андрей
0 # Андрей d.m.Y H:i
Мои соболезнования , пару раз пересекались с Юрой на репетициях, года 2-3 назад.
Reply
Сергей С.
0 # Сергей С. d.m.Y H:i
Как диск-жокей (82-84гг.) принимал участие в вытеснении ВИА. Народу нужен был новый звук. Сейчас понимаю, что и по России найдется 3-5 команд "на все времена". Все остальное - ИСТОРИЯ СССР.
Reply
Ни-Че
+2 # Ни-Че d.m.Y H:i
Из всех перечисленных коллективов никому не досталось той славы и популярности, как "Экспрессу". И это было неспроста, мало того, что сами участники ансамбля выкладывались, многого они добились и с помощью звукооператора Е.Зворыкина, режиссера ДК Г.Павлушиной, работавшей над дикцией и произношением с ребятами (надо это понимать, ведь в основном все были деревенскими парнями). А главное - это волшебный голос Василия Сухова, пока он был в ансамбле, их можно было сравнивать с "Песнярами", и слушать можно было бесконечно... Работали и над их имиджем: посмотрите на костюмы, чем не "Самоцветы"?
Когда в концертах был заявлен "Экспресс", свободного места было не найти, высший пилотаж! Подобного ВИА впоследствии в Горбатке не было.
Reply
Александр Глазунов
0 # Александр Глазунов d.m.Y H:i
Полностью с Вами согласен! Ходили даже слухи, что когда во Владимир в 1971 году приезжал суперпопулярней ший в то время ВИА "Норок" (помните - "О чём плачут гитары"?), то "Экспресс", якобы, у них в перерыве концерта выступал, а зрителям так понравилось, что на антракт не пошли! А после этого Толю Травкина "Норок" к себе пригласил! У "Экспресса" даже такая частушка была, когда они в песенной форме представляли участников ансамбля - "Бас-гитара Женя Минькин..." и "Наш ударник Толя Травкин....Приг лашал его "Норок"!" Текст забыл, вот только эти слова помню :sad: Ну конечно же, они на концерте не выступали, ведь я сам был там, но легенда ходила :-)
Reply
Александр Глазунов
+2 # Александр Глазунов d.m.Y H:i
Умер Сережа Романов

26-го января 2013 года не стало Сережи Романова, солиста и участника ВИА "Камертон" клуба машзавода. Я от имени всех, кто знал его, выражаю искреннее соболезнование семье умершего. Светлая память о Сереже навеки останется в наших сердцах. Царство ему небесное, пусть покоится с миром!
Похороны Сергея Романова состоятся на Красной Горбатке во вторник, 29 января, от ул. Куйбышева, 28
Reply
Голос из прошлого
+2 # Голос из прошлого d.m.Y H:i
Сергей Романов не играл в группе АВЕНС. В клубе машзавода он играл в ВИА Камертон до 1981 года.Название гр.АВЕНС ,это имена музыкантов кто играл в этой группе.Анатолий Травкин(ударные ,рук.группы),Ве чеслав Окунев(соло гитара,вокал),Е вгений Баринов(гитара ритм,,),Николай Ивакин(клавишны е),Сергей Щеткин(бас гитара,вокал.на писал несколько песен для группы ,Осень,Мотор,Чт о такое любовь и др.)группа образовалась в 1982 г., и выступала в клубе машзавода .
Reply
Александр Глазунов
+3 # Александр Глазунов d.m.Y H:i
Спасибо за уточнение! К сожалению, человеческая память иногда подводит, тем более прошло столько времени. Когда я выложил здесь воспоминания наших "мэтров" эстрады, я надеялся, что кто-то вспомнит другие подробности и детали зарождения этого жанра на Горбатке. Присылайте свои замечания, воспоминания, фотографии! Может быть у кого-то сохранились аудиозаписи выступлений наших ВИА? Это было бы здорово восстановить их для всех!
Reply
М.А.
+4 # М.А. d.m.Y H:i
Да, хорошие были времена!
Reply
Борис Васильев
+2 # Борис Васильев d.m.Y H:i
спасибо за память и добрые слова.
Reply
Андрей Калинчук
+3 # Андрей Калинчук d.m.Y H:i
Мне и сейчас удается репетировать с этими ребятами, я на ударных играю. :P
Reply
Александр Киреев
+4 # Александр Киреев d.m.Y H:i
Огромнейшее спасибо, Александр!!!
Как будто побывал в том замечательном
времени! Столько добрых и дорогих воспоминаний! Спасибо!!!
Reply
Тихонов Р.А.
+3 # Тихонов Р.А. d.m.Y H:i
Знакомые лица. Интересная история. Я уже только на катушечных магнитофонах дискотеки крутил.
Reply
Юрий  Тимофеев
+4 # Юрий Тимофеев d.m.Y H:i
Интересно,кого то знаю.Саня ты молодец.
Reply

ОБСУЖДАЕМЫЕ

комментарии